Глава 11
ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ MARKS & SPENCER
тяжелый случай мышления "сверху вниз"
Причина всех бед
Каждый рыночный сегмент - отдельное, не похожее на другие образование.
И в каждом из них оперирует некий лидер, причем далеко не всегда им становится
доминирующая в исходной категории компания. Корпорация IBM лидирует в
сегменте мэйнфреймов, Sun - в сегменте рабочих станций, Compaq - в сегменте
ПК и т. д.
Вместо того чтобы изучать концепцию деления, многие корпоративные лидеры
придерживаются наивного мнения о том, что раз их компания занимает видное
место в оригинальной товарной категории, то и в новых сегментах она "обречена"
на лидерство. И пытаются использовать всем известное имя в новых товарных
категориях.
Другая проблема связана с тем, что многие корпоративные лидеры верят не
в концепцию деления товарных категорий, а наоборот, в их объединение.
На заседаниях советов директоров постоянно звучат такие слова, как "синергизм",
"корпоративные альянсы" и "конвергенция". К примеру,
необходимость слияния корпораций A OL и Time Warner обосновывалась положением
о конвергенции различных медиа-форм (компьютер, телевидение и печать).
Увы, компании слились, а формы медиа - нет. Товарные категории делятся,
а не объединяются. Если лидер стремится сохранить первенство, он должен
создавать для каждой новой категории отдельную торговую марку (как General
Motors в эпоху своего расцвета).
Данное положение справедливо и для мира розничной торговли, наводненного
дисконтерами, специализированными и прочими магазинами, всех не перечислишь.
Грустная сага о захворавшей британской компании Marks & Spencer поведает
нам о том, почему нельзя нарушать закон деления.
|