Глава 5
КОРПОРАЦИЯ AT&T
от монополии к хаосу
Ошибка с кабельным телевидением
В 1997 г. пост главы А Т& Т занял Майкл Армстронг (до этого работавший
в IBM и Hughes Electronics Corporation). Его вступительное слово в отчете
компании за 1998 г. не предвещало ничего хорошего: "Мы превратим
АТ&Т из компании, обеспечивающей телефонную связь, в компанию, предоставляющую
широчайший выбор услуг связи. Из компании, занимающейся преимущественно
передачей речи, в компанию, которая передает информацию в любом полезном
для вас виде: аудио- и видеоданные. Из компании, работающей в основном
на внутреннем рынке, в истинно глобальную корпорацию".
Узнаете? Это ошибка "все для всех". Подобное заявление могло
быть сделано в эпоху монополии; теперь же компанию окружали хорошо позиционированные
конкуренты-специалисты. По существу, эти слова ничем не отличаются от
намерения главы Xerox заняться компьютерами.
Сказано - сделано. М. Армстронг решил вернуть бизнес по обслуживанию локальных
абонентов посредством кабельных коммуникаций. Несмотря на явно завышенную
цену, он выкинул $115 млрд за кабельные компании TCI и Media One Group.
Но даже при этом зона обслуживания АТ&Т напоминал а швейцарский сыр:
многие крупные регионы США остались неохваченными.
Потом началось настоящее "веселье". Чтобы передавать голосовые
данные по видеокабелям, необходима была модернизация, потребовавшая бы
многомиллиардных инвестиций. М. Армстронг недооценил сложность этой затеи,
а также масштабы другой проблемы, на этот раз фундаментального характера:
как заставить потребителя переключиться на кабельную телефонию? Реальное
число абонентов оказалось намного ниже запланированного. В карикатуре
на эту тему изображался человеке большим телевизором Sony на плече, кричащий
в него: "Алло, алло!" Для простого человека кабельное телевидение
и телефонная линия - принципиально разные вещи.
Мечта М. Армстронга о превращении AT&T в футуристический коммуникационный
супермаркет, предлагающий ТВ, Интернет-услуги, а также местную, междугородную
и международную телефонию, превратилась в кошмар. Как он сам признался
в интервью газете "Wall Street Journal": "Показатели говорят
против нас".
Результат - мало доходов и много долгов. А также разделение компании на
четыре части, ответственные за беспроводную и широкополосную связь, обслуживание
юридических лиц и физических лиц (и тут линейное расширение). Если они
не работали как единое целое, будет ли прок от четырех независимых составляющих?
Цена вопроса - $90 млрд: именно столько сегодня стоит АТ&Т. Но мы
не сомневаемся, что М. Армстронг отдаст своему делу все силы, потому что,
как было отмечено в "Business Week", для него это "последний
рубеж".
УРОК В КОНКУРЕНТНОМ МИРЕ НЕЛЬЗЯ ТЕРЯТЬ ОЩУЩЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Когда AT&T лишилась монополии и попала в конкурентный мир, у ее руководства
просто отсутствовало чувство реальности. Если раньше стратегия компании
основывалась на принципе "Что мы хотим делать?", то теперь ему
на смену пришел другой: "Что мы можем сделать?"
Завоевание компьютерной отрасли - яркий пример того, что компания хотела
делать. Другой пример - превращение корпорации в поставщика всевозможных
услуг связи. В обоих случаях игнорировались конкурентные реалии. В обоих
случаях менеджеры АТ&Т пренебрегли силой компаний-специалистов. AT&T
конкурирует с организациями, усилия сотрудников которых сфокусированы
на отдельных товарах или услугах. Рынок воспринимает их как экспертов,
нередко переоценивая их знания и опыт.
И наоборот, люди редко относятся к разносторонней компании как к обладающей
значительным опытом во всех своих предприятиях вне зависимости от того,
насколько они успешны. Чтобы подтвердить это высказывание, посмотрим,
чему противостояла А Т& Т:
* Персональные компьютеры AT&Tпротив компьютеров IBM, Compaq и Apple.
* Мини-ЭВМ AT&T против мини-ЭВМ DEC и IBM.
* "WorldNet" от AT&T против AOL и Yahoo!.
* Кабельная телефония AT&T против Вaby Bells.
Мощнейшие марки быстро "задавили" разделенную на части AT&T.
Мой совет Ma Bell - не теряйте головы, сохраняйте ощущение реальности.
УРОК В КОНКУРЕНТНОМ МИРЕ НЕЛЬЗЯ ТЕРЯТЬ КОНЦЕНТРАЦИЮ
Руководство требует существенного прироста годовых объемов продаже и прибылей,
даже если темпы роста рынка невелики или близки к нулю. Понятно, что для
достижения подобных целей компания предлагает все новые и новые разновидности
своего товара. Или выходит на другие рынки. Или создает совместные Предприятия.
Как бы ни назывался этот процесс - "линейное расширение", "диверсификация"
или "синергизм" - именно он, т. е. стремление к росту, приводит
к утрате фокуса. Как результат других инициатив рост прекрасен, но преследование
роста ради него самого является серьезной стратегической ошибкой.
|