Глава 5
КОРПОРАЦИЯ AT&T
от монополии к хаосу
Ошибки с компьютерами
После отделения дочерней компании Baby Bells в 1984 г, AT&T получила
возможность свободно заниматься другими видами бизнеса. За время же существования
Bell Laboratories компания поднабралась технологического опыта. В этом
подразделении были созданы специализированные коммутаторы, операционная
система "UNIX", языки программирования и компьютеры для внутреннего
пользования.
И вот кто-то принял наивное решение о возможности побороться с IBM на
информационном поприще. Видимо, следуя принципу "нет худа без добра"
(а компании было худо, потому что она утратила монополию), компьютерная
отрасль была воспринята как спасательный круг. Неопытные маркетологи AT&T
посчитали, что переход на выпуск компьютеров легко осуществим. (После
многочисленных публикаций на тему "что стало с теми, кто поднял руку
на IBM" остается только удивляться, в каких облаках витали эти "специалисты".)
Началось с того, что для разработки и продвижения компьютеров AT&T
заключила стратегический альянс с Olivetti U.SA. (Только представьте себе
- итальянская компьютерная компания!) В результате на свет в рамках линейки
мини-ЭВМ появились "РС6300" и "3BZ". Люди смотрели
на них и задавали один-единственный вопрос: где телефон? Ни тот, ни другой
продукт не заинтересовали корпоративных покупателей.
Тогда в 1991 г. А Т& Т "выкинула" $7,3 млрд за производителя
компьютеров NCR. (Можете себе представить компания-производитель кассовых
аппаратов, выпускающая еще и компьютеры?) Потом потратила еще $2,8 млрд
на вспомогательный бизнес. NCR впоследствии пополнила ряды гигантов-неудачников,
поскольку рынок переключился с мэйнфреймов на сети из компьютеров поменьше.
Десять лет спустя AT&T прекратила выпуск персональных компьютеров
и рассталась с убыточной NCR. Оба предприятия стоили компании миллиарды
долларов и неизвестно сколько энергии руководителей. Как точно подметил
Шелдон Хочестер, корпоративный историк AT&T (у многих ли компаний
есть свой историк?): "Оказывается, научно-исследовательский опыт
и знание рынка компьютеров - вещи принципиально различные".
Куда лучше было бы использовать часть средств на вытеснение новых конкурентов
от телефонии - MCI и Sprint. Или вложить их в создание локальных телефонных
сетей следующего поколения, чтобы конкурировать с Baby Bells. В любом
случае, пользы было бы намного больше.
|