Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления.
|
ГЛАВА 11
РЕКЛАМА С ПОЗИЦИЙ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ТОВАРОВ
" - Сделайте хорошую мышеловку, и мир протопчет тропинку к вашим
дверям. - Но что может для вас сделать маркетинг, если у вас есть хорошая
мышеловка".
Анализ публикуемых рекламных текстов, статей рекламного характера, купонов
и прочих материалов довольно четко обозначил следующую схему: наличие
товара - желание продать - реклама, часто навязчивого и агрессивного характера
- ожидание быстрого эффекта. Вся эта схема обрамлена или в возможности
вложения денег или в скромное одеяние ввиду отсутствия таковых. Но ни
наличие средств, ни их отсутствие зачастую не свидетельствует о продуманности
рекламирования возможностей или продукции фирмы. Практически во всех крупных
зарубежных странах, в т. ч. США, Франции (имеющих наиболее привлекательный
и приемлемый для нас опыт разработки и применения маркетинговой стратегии),
одну из самых больших групп рекламодателей (в процентном отношении) составляют
те, кто представляет интересы фармацевтики, продуктов питания и электроники.
Рекламную политику можно рассматривать с разных позиций. Нами предлагается
подход с позиций жизненных циклов товаров (например, лекарственные препараты,
предметы личной гигиены, предметы медицинского назначения - это те же
товары). В настоящее время довольно большое количество фирм предлагает
на фармацевтический рынок новые (для данного региона) препараты, принципиально
новые, традиционные, нетрадиционные, оригинальные и аналогичные и пр.
Каждый препарат (или продукт) особенно в условиях
м 30
конкуренции как фирм-производителей, фирм-дистрибьюторов, так и самых
ассортиментных позиций, живет на рынке определенное время. Рано или поздно
он вытесняется с рынка более совершенным. Поэтому выход на рынок, объем
производства каждого препарата, объем продаж (как производителя, так и
продавца) в большой степени зависит от того этапа жизненного цикла, в
котором находится данный продукт. Следовательно, и маркетинговая стратегия
поведения, в частности рекламная и стимулирующая политика, также подчинены
этапам жизненного цикла продукта. Жизненные циклы продукта в координатах
"Объем продаж - время" представлены на графике и обычно делятся
на пять стадий.
Первая стадия. Фаза внедрения на рынок. Этот период характеризуется незначительным
объемом продаж, может быть убыточным. Реклама в этот период должна быть
довольно осторожной; тактичной, т. к. этот период - решающий. В то же
время реклама должна быть интенсивной, подробной, обеспечивающей известность
препарату. Объекты рынка - опосредованные потребители (врачи, работники
аптек, торговые посредники) - относятся к данному препарату отстраненно,
не принимая в нем должного участия. В данный момент возникает необходимость
заинтересовать потребителей посредством особых приемов стимулирования,
т.к. ожидаемый риск, связанный со сбытом нового препарата, существует.
Приемы могут быть различные: установление специальных пробных цен, предложение
препаратов в клиники, система скидок для оптовиков, оплата по гибкой системе,
предоставление дополнительного количества препаратов и т. д. Таким образом,
главное в фазе выпуска - ненавязчивая, но доходчивая интенсивная реклама
и кампания по продвижению.
Вторая стадия. Фаза роста и развития. Стратегия поведения на рынке должна
определяться результатами 1-й стадии, анализом действенности рекламы и
кампании по продвижению для внесения необходимых корректив. Данный период
характеризуется ростом объема продаж, наблюдается увеличение спроса, рост
прибыли, относительная доля затрат на маркетинг несколько снижается. Это
связано с тем, что при решающей роли рекламы можно ослабить интенсивность
кампании по продвижению. Кроме того, стимулирующее воздействие можно направить
на расширение точек сбыта, реагировать на действия конкурентов и т. д.
Третья стадия. Фаза зрелости. Продукт утвержден на рынке, его необходимо
поддержать, закрепить позиции на рынке. Рост продаж несколько замедляется,
но довольно стабилен, максимален. В этот период положение и позиция рекламодателя
зависят от конкуренции на рынке. В зависимости от этого можно поддерживать
рекламу для обеспечения того же уровня продаж или имиджа, а можно усилить
ее. Кроме этого, в целях максимизации прибыли необходимо широко применять
стимулирование, что может привлечь новых потребителей или обеспечить рост
потребления каждым из потребителей.
Четвертая стадия. Фаза насыщения. Сбыт товара переживает застой, а затем
падает, несмотря на стимулирующее воздействие, увеличение затрат на маркетинговые
мероприятия. Это стадия творческого подхода к дальнейшей судьбе продукта
(например, придание новых свойств, модернизация и пр.)
Пятая стадия. Фаза спада. Характеризуется резким падением объема продаж.
Все маркетинговые операции могут лишь продлить стадию, если это необходимо,
например, с целью сбыта запасов или с целью вторичного запуска на рынок.
Форма кривой - более или менее одинакова для любого продукта, разница
лишь в протяженности во времени и интенсивности перехода из одной стадии
в другую. Но переход происходит довольно плавно, поэтому изучение изменений
объема продаж и прибыли, а следовательно, внесение корректив в маркетинговую
программу могут быть осуществлены практически любой фирмой или предприятием.
Особенно важно уловить стадию насыщения и стадию спада, т. к. это свидетельство
будущих убытков, падения престижа. И, главное, найти правильный момент
выхода на рынок с тем или иным препаратом, т. к. если спрос на данный
препарат падает - нет смысла начинать с ним коммерческую деятельность
на рынке. А при установлении стадии зрелости или насыщения необходимо
осуществить поиск замены. При этом нужно учесть, что один и тот же препарат
на разных рынках (даже в региональном аспекте или по разнице потребительских
источников) может находиться на различных стадиях жизненного цикла. В
настоящее время особой узкой специализации по продажам в коммерческой
деятельности предприятий или фирм нет, а если и есть, то варьирование
рынками в различных проявлениях (географических, социальных и т. д.) позволяет
иметь дело с препаратами, находящимися на разных стадиях жизненного цикла.
Это хороший знак, когда продажа одних препаратов идет хорошо, прибыльно,
других - нет. Поэтому в качестве одного из элементов товарной политики
используется понятие "продуктового портфеля". В данной работе
смысла останавливаться на вопросе оценки перспективности отдельных препаратов
нет. Отметить можно лишь то, что это - база для формирования портфеля
заказов каждого предприятия, фирмы и прочих структурных подразделений;
база для формирования маркетингового бюджета, эффективности, направленности
и целесообразности его использования.
Таким образом, определив позиции того или иного препарата, -можно варьировать
и рекламную деятельность, кампанию по стимулированию продаж и т. д.
Представляется интересным и важным остановиться на некоторых аспектах
рекламной деятельности. Известно, что более половины всех расходов на
рекламу приходится на рекламу, публикуемую в прессе. Прежде всего, имея
намерения рекламировать продукт или фирму, необходимо принять и прочувствовать
следующие не очень сложные, но важнейшие положения, в конечном итоге ведущие
не к разочарованию, а к успеху. Эти положения следующие:
- обязательно перед выполнением маркетингового плана ваших целей, независимо
от минутного успеха или неуспеха. Этот план должен работать, а вы должны
придерживаться его и не отступать;
- маркетинг, а следовательно, реклама - это консервативное вложение денег.
Это не магические формулы. Если сиюминутных результатов нет, то это потому,
что практически никогда и нигде так не бывает. Если есть мгновенные результаты
- это хорошо, но не всегда. Реклама содействует росту медленно, но постоянно.
Не вкладывайте деньги, чтобы потом забрать их, когда шансы на возращение
равны нулю. Но вкладывая деньги в рекламу, вы зарабатываете гораздо большие
суммы, чем если будете тратить деньги на рекламу. Это большая разница,
свидетельствующая, прежде всего об отношении к своему бизнесу, к рекламным
средствам обращения, это психология взаимоотношений между людьми;
- осуществляйте мероприятия маркетинга, в т. ч. рекламную деятельность
последовательно, не меняя средств и основных идей. Последовательно, т.
е. регулярно, систематически, долго. Да, можно опубликовать рекламу в
центральных газетах раз в несколько месяцев или заполнить теле- и радиоэфир
рекламными роликами. Но зачем? Лучше осуществлять подачу рекламы чаще
(даже с небольшими интервалами), но систематически, последовательно, в
небольших газетах, в т ч. профессиональных. Последовательность ведет к
осведомленности, а осведомленность к уверенности, ну а последняя - к успеху,
к продаже. Профессиональное издание, газета - одно из главных и сильных
средств по эффективности воздействия. Газета - гибкое средство, творческий
акцент в которой можно продемонстрировать любым способом. Ведь конкуренты
- не только те, кто занимается аналогичным бизнесом, но те, кто рекламирует
что-либо. Поэтому рекламная деятельность имеет отличительный стиль, сущность
рекламы должна соответствовать маркетинговой стратегии. Внимание потребителей
не завоевывается навязыванием (тем более в отечественных условиях), а
привлекается теми преимуществами, которые необходимо показать в рекламе.
Вот еще несколько кратких советов: упоминайте ваше предложение в заголовке,
акцентируя внимание на преимуществах (система скидок, цены, уникальность
и пр.); по возможности используйте рисунок или фотографии; включайте рекомендации
(по приему препаратов, по использованию, действию и т. д.); предлагайте
продукцию при условии ее наличия, т. к. в этом - залог дальнейшего доверия
к вам; изучайте рекламу конкурентов, особенно их предложения. Старайтесь,
в отличие от них быть кратким, убедительным, приятным, лучшим; изучайте
результаты рекламирования; используйте разный шрифт, обязательно крупный,
меняйте размер рекламы, используйте цвет, купоны и пр., используйте нижнюю
часть рекламы для повторения названий вашей фирмы; исходите из запросов
потребителей тех рынков, на которые вы рассчитываете (работники аптек,
врачи, коммерческие структуры, предприятия и т. д.).
Но это лишь некоторые рассуждения и часть советов из множества. Может
быть, что-либо вам покажется спорным, ненужным или неправильным. Просто
это - точка зрения и можно, безусловно, принять или не принять ее. Мы
будем рады помочь вам, а также продолжить размышления по поводу стратегии
поведения в условиях отечественного рынка, в частности, по вопросам рекламной
деятельности, стимулирования продажи, сбытовой сети и т. д.
|