|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Методы анализа бизнес-среды Поведение потребителя
— это деятельность, направленная
на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая
процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют
за ними. Модель процесса принятия решения на потребительском рынке
(рынке товаров народного потребления) представлена на рис. 1.7.
Рис 1.7 Этапы процесса принятия решения на потребительском рынке На
каждом из указанных этапов решение принимается потребителем с учетом его
предпочтений и особенностей, а также объективных критериев. Моделирование
поведения организаций-потребителей на деловом рынке исходит из особенностей
принятия решений по закупке уполномоченных специалистов либо агентов
(рис. 1.8).
Рис. 1.8 Этапы процесса принятия решения на деловом рынке При изучении потребительского поведения, как правило,
опираются на следующие предположения: потребитель независим в своем выборе, мотивация и поведение потребителя могут постигаться с
помощью исследования, поведение потребителя поддается воздействию, потребительское поведение поддается социальным законам Углубленное исследование потребительского поведения требует
рассмотрения рынка и потенциального, и реального как дифференцированной
структуры в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств
товара, что в широком смысле определяет принятие рыночной сегментации. Сегментирование
рынка — это процесс моделирования
или разработки товара или услуги, при котором они адресуются некоторой
опознаваемой части целого рынка в отличие от массового маркетинга, при
котором всем потребителям предлагаются идентичные товары или услуги. Рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны,
метод для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые будет
направлена маркетинговая деятельность предприятия. С другой стороны, это
управленческий подход к процессу принятия предприятием маркетинговых
решений. Объектами сегментации
являются потребители, которые, будучи выделенными особым образом и обладая
определенными общими признаками, составляют сегмент рынка. В процессе сегментации рынок делится на сегменты, различающиеся
своими параметрами (численность, уровень доходов, возраст, состав семьи)
или реакцией на различные виды маркетинговой деятельности предприятия
(реклама, стимулирование сбыта). Критерии (признаки), лежащие в основе сегментации рынка,
должны удовлетворять следующим требованиям: поддаваться количественному измерению, обладать чувствительностью, т е отражать дифференциацию
потребителей, выявить различия в структурах рынка, способствовать качественному росту информационного обеспечения
маркетинговой деятельности предприятия, обеспечивать доступность воздействия на сегмент Выбор метода сегментации зависит от того, какую стратегию
выбирает предприятие Возможны следующие варианты. 1. Концентрированная
сегментация -предложение одного
товара для отдельного сегмента рынка Пример. Малые фирмы с ограниченными возможностями для конкурентной
борьбы стремятся завоевать один «свой» сегмент. 2. Ассортиментная сегментация — предложение нескольких товаров одной ассортиментной
группы одному сегменту Пример. Предприятие оптовой торговли изучает возможности «пакетного»
обслуживания магазинов. 3. Дифференцированная сегментация — предложение разнородных товаров нескольким сегментам Для
потребительского рынка наиболее характерна сегментация по следующим основным
критериям: географическим
(величина региона, плотность населения, климатические условия, административное
деление, удаленность от предприятия-производителя); демографическим
(возраст, пол, состав и жизненный цикл семьи, количество детей, рождаемость,
средняя продолжительность жизни), социально-экономическим
(уровень образования, уровень доходов, профессиональный состав, интересы), психографическим
(стиль жизни, субъективные оценки товаров, консерватизм или новаторство) Рассмотренные
выше первые три группы критериев можно отнести к объективным (общим) критериям
сегментации. Психографические признаки относят к субъективным (специфическим)
признакам, отражающим предпочтения конкретного потребителя, мотивы его
поведения на рынке. Каждую
целевую группу покупателей следует рассматривать с позиции всех указанных
критериев, их сочетания, т. е. требуется проведение так называемой многомерной сегментации (рис. 1.9).
Рис 1.9 Критерии сегментации потребительского рынка Ориентируясь на целевую группу, выявленную в процессе
сегментации, можно конкретно установить маркетинг-микс,
т. е. комплекс мероприятий практического маркетинга, разработанный для
достижения определенных целей предприятия с учетом реальных условий. Одним из распространенных методов изучения потребительского
поведения является метод группировок,
суть которого состоит в последовательной разбивке совокупности объектов
на группы по наиболее значимым признакам возрасту, полу и составу семьи
(рис. 1.10).
Рис 1.10 Метод группировок В
случаях, когда сегментацию рынка необходимо провести по комплексу признаков
одновременно, используются методы
многомерной классификации. В частности, процесс формирования спроса
рассматривается как взаимодействие двух многомерных явлений поведение
на рынке и факторные признаки, обусловливающие поведение на рынке. В
практике маркетинга используется также метод
типологии потребителей. Типология представляет собой оборотную сторону
сегментации и имеет своей целью обнаружить скрытые сходства между потребителями
различных групп (рис. 1.11).
Рис 1.11 Метод
типологии потребителей Симпатии и антипатии потребителей называются отношением потребителей. По существу это
суммарная опенка товара Традиционно существует трехкомпонентный взгляд
на отношения (рис. 1.12).
Общая
оценка человеком объекта отношения определяется его мнениями и/или чувством
относительно данного объекта. Однако доминировать может только один из
составляющих (в частности, о пылесосе — мнение о том, насколько он хорошо
чистит). Парки, зрелища определяются чувствами. Познавательный компонент определяется знаниями, убеждениями относительно
объекта отношения. Эмоциональный
компонент — чувством к объекту Волевой
компонент связан с действиями или намерениями по отношению к рассматриваемому
объекту. Отношение
потребителей к предлагаемым им товарам или услугам может конкретизироваться
отдельными свойствами (табл. 1.8) Таблица 1.8 Конкретизация свойств отношений потребителя
Изучение
отношения потребителей к определенному товару или услуге может быть осуществлено
с помощью многофакторной модели
Фишбейна: где А0 - отношение к товару; bi — сила мнения потребителя, что товар имеет показатель
i; li — оценка показателя i; n — число значимых
показателей i. Перечень
значимых показателей товара устанавливается на основе опроса потребителей.
Получить достаточно полную информацию можно лишь па основе хорошо продуманной
концепции сбора данных. Определенную
сложность представляет поиск инструмента для измерения интересующих признаков,
если дать им количественную оценку сложно или невозможно. Таким образом,
необходимо решить проблему преобразования в форму, поддающуюся измерению,
тех характеристик, которые не имеют связи с эмпирически воспринимаемыми
явлениями или не поддающимися наблюдениям (имидж, стиль, впечатлительность). Для
этих целей используются различные шкалы, в частности Лайкерт-шкала (рис.
1.13). Реклама сигарет вредна Рис. 1.13 Лайкерт-шкала
(униполярная) Пример. Дать оценку предпочтений потребителей для марок кроссовок
А, В и С. В качестве показателей,
которыми покупатели руководствуются при выборе товара данной категории,
названы следующие: поглощение обувью толчков и ударов, стоит ли обувь менее 50 долларов, долговечность, удобство в носке, нужный цвет, комфорт для стопы В данном случае на рис. 1.13 приведена униполярная шкала. Биполярная шкала для
оценки той же характеристики может иметь вид, который применен нами для
определения значений bi и
li по показателю «цвет» (рис. 1.14 и а, б). —
Считаете ли вы,
что цветовая гамма кроссовок очень важна? —
Возможно ли, чтобы
кроссовки марки А удовлетворяли вас цветовой гаммой?
Рис. 1.14, а, б. Биполярная шкала Мнение
потребителей может быть определено по каждому показателю для каждой марки
(т. е. каждый из опрашиваемых потребителей должен заполнить шкалу 18
раз) Средние результаты необходимо обобщить (табл. 1.9) и дать оценку
результатам с целью выбора стратегии. Таблица 1.9 Обобщенные результаты
Поскольку максимальное значение А0 = 36, можно считать, что марка А имеет очень хороший показатель. Метод идеальной
точки позволяет получить представление
об «идеальной» марке товара и о взглядах потребителей на марки существующие.
Формула, на которой основан алгоритм метода: где Ав — отношение к марке товара, Wi — значимость показателя i; Ii —
«идеальное» значение показателя i, Xi — мнение о фактической величине показателя i, п — количество значимых показателей Например. Дать оценку предпочтений потребителей для безалкогольных
напитков марки А и В. Предположим, что в качестве
наиболее значимых показателей безалкогольных напитков покупатели назвали: содержание натуральных фруктовых
соков (х1), цена (x2), калорийность (х3), степень газированности (x4), вкус (х5) Мнение о фактических значениях
каждой из характеристик и идеальности значений проставляется потребителем
на униполярной шкале. В частности, напиток марки А по показателю «калорийность» имеет следующие
значения (рис. 1.15). Применяемая в данном случае 7-балльная шкала не является
единственно правильным вариантом Можно применять шкалу с большим или
меньшим количеством баллов в зависимости от необходимости максимально
измерить чувствительность показателя Для оценки важности показателя используется следующая
шкала, характеризующая такой показатель, как «калорийность» (рис 1 16) Рис. 1.15 Униполярная шкала по показателю «калорийность» Рис. 1.16 Униполярная шкала важности показателя «калорийность» Данные всех опрошенных потребителей обобщаются в табл. 1.10. Таблица 1.10 Обобщенные характеристики продукта
Марка
А является наиболее близкой
к идеальному состоянию продукта (отклонение 14 является минимальным).
При разработке нового продукта, удовлетворяющего аналогичную потребность,
производителю необходимо учесть, что напиток должен содержать мало сахара,
иметь приемлемую цену, содержать большое количество натуральных соков,
иметь низкую калорийность, быть умеренно газированным. Метод лексикографии
и порядок его применения иллюстрирует следующий пример (табл. 1.11). Таблица 1.11 Оценка предпочтений потребителей
Применив названный метод, можно установить, что выбор
потребителя останавливается на первом этапе (вкус) на марках А, В и D, а на втором этапе (крепость) отдается предпочтение
марке D. Ценность — устойчивое убеждение в том, что какая-либо форма поведения
или конечного состояния существования является для человека или общества
более предпочтительной. Ценности - устойчивые мотивы, цели, которых люди
стремятся достичь в своей жизни. Метод
многоступенчатого анализа позволяет выявить связь между показателями продукта
и ценностями потребителя Стиль жизни -обобщающая концепция, определяемая как образ жизни
человека в целом и того, как он тратит время и деньги. Личностно-психологические характеристики лежат в основе
метода лексикографии: стиль жизни —определенный тип поведения личности или группы людей,
фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы,
склонности, статус —интегрированный показатель положения социальной группы
и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений, убеждение — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать
в соответствии со своими ценностными ориентациями. Ценности обладают
относительным постоянством, а стили жизни меняются достаточно быстро. Психография как методика измерения стиля жизни позволяет
получить количественные данные о рыночных сегментах. Метод VALS (Values and LifeStyle) использует подход, учитывающий
ценности и стили жизни, и выделяет три категории потребителей, формирующие
основные сегменты рынка (табл. 1.12): потребители, которыми руководят потребности, потребители, которыми руководят внешние факторы, потребители, которыми руководят внутренние факторы Сокращенные характеристики 9 стилей жизни, которые могут
быть применены в практике сегментирования рынка, приводятся в табл. 1.12.
Сегментирование основано на установлении процентного отношения представителей
различных групп. Совокупность большого числа факторов определяет итоговый
вариант поведения потребителя, в частности, какого рода покупки ему предстоит
совершить. Теоретически покупки можно систематизировать следующим образом: покупки, основанные
на размышлении (в частности,
о полезности и целесообразности продукта), привычные покупки
(покупатель склоняется к приобретению уже известной продукции с установленной
периодичностью); спонтанные покупки
(возникают в результате различного рода внешних стимулов) Таблица. 1.12 Сегментирование по стилям жизни с помощью метода VALS
В реальной жизни возникают также комбинации названных
выше вариантов. Исследование потребительского поведения требует сбора
и обработки большого количества рыночной информации. Наиболее распространенные
методы сбора информации приведены в табл. 1.13. Сегментирование рынка потребителей, проведенное один
раз, и стратегия, выработанная предприятием, совершенно не означают,
что на практике последующих периодов ситуация будет полностью воспроизведена.
Это объясняется тем, что сам процесс принятия решения о покупке может
развиваться по разным сценариям. Не все намерения купить товар осуществляются,
поскольку потребитель может прервать процесс принятия решения на любом
этапе под влиянием факторов, приведенных ниже. Таблица 1.13 Методы сбора информации
Изменение мотивации — активизированная потребность удовлетворена другим путем
или доминируют уже другие нужды. Изменение обстоятельств — экономические или другого рода соображения делают
покупку невозможной. Новая информация — оценка вариантов покупки уже кажется неверной или неполной. Желаемых вариантов больше нет — возник дефицит товаров. Влияние этих факторов не всегда
ощущается в полной мере, так как сами покупки могут дифференцироваться
в зависимости от намерений потребителя, а именно: четко
запланированные покупки (есть намерение купить продукт, но выбор марки
продолжается вплоть до момента покупки), незапланированная
(импульсивная) покупка (продукт и марка выбираются на месте). Деловой рынок, на котором осуществляются покупки для
нужд организаций, имеет значительные отличия от потребительского рынка,
и это заставляет предприятия вести особые маркетинговые исследования указанного
рынка даже в тех случаях, если номенклатура товаров для делового и потребительского
рынков не различается. Основные отличия делового рынка: 1. Размеры покупок на деловом
рынке значительно выше, хотя число покупателей меньше. 2. Более жесткие отношения продавца и покупателя, часто
продукция учитывает специфические запросы конкретных потребителей. 3. Географическая концентрация потребителей чаще в крупных
городах. 4.
Производность спроса на деловом рынке спрос вторичен и возникает лишь
в случае, если есть потребительский спрос на продукцию. 5.
Неэластичность спроса на товары промышленного назначения. 6.
Профессионализм покупателей и требование больших гарантий через заключение
контрактов, рассмотрение вариантов оплаты, сервиса, знакомство с технической
документацией 7.
Колебания спроса на товары производственного назначения более значительны
в связи с необходимостью технического обновления производства. Все
перечисленные особенности делового рынка предприятия учитывают при формировании
рыночной стратегии. Целью
анализа делового рынка является выявление факторов, влияющих на процесс
принятия решения о закупке. Наиболее распространенный подход к анализу
делового рынка основан на выделении четырех основных групп факторов (рис.
1.17). Учет факторов макросреды деловых закупок' наличие
планов долгосрочных закупок, наличие
планов технического совершенствования производства и продукта, вид
стратегии конкурентной борьбы на рынке Учет организационных факторов' повышение
статуса отделов по закупкам в условиях закупок на конкурсной основе; оптимальное
сочетание функций централизации и децентрализации закупок с ориентацией
на экономию затрат, а также на возможность гибко реагировать на предложения
рынка и запросы производства товаров и услуг; создание
системы мотивации рациональных закупок, использование
систем поставок «точно вовремя», использование
гибких систем расчетов за поставки продукции Учет факторов межличностных отношений получение
информации о поведении представителей фирм-покупателей с другими поставщиками, получение
информации о поведении представителей фирм-поставщиков с другими потребителями, наличие
единой системы экономических интересов работников закупочного центра Учет межличностных факторов: деловая
культура и этикет представителей закупочного центра, особенности
принятия решений о закупке.
Сегментация
рынка товаров производственного назначения преследует цель разработки
товаров для удовлетворения потребностей конкретной группы покупателей,
однако критерии сегментации используются достаточно специфически (табл.
1.14) В
настоящее время предприятия, производящие продукцию производственного
назначения, значительно отстают в практике сегментации рынков, применяя
массовый маркетинг. Таблица 1.14 Факторы сегментации рынков продукции производственного назначения
Поиск поставщика требует достаточного информационного
обеспечения, источниками которого являются: рекламные материалы поставщиков; справочники торговых фирм; информационные компьютерные сети, торговые выставки, рекомендации других предприятии Однако выбор поставщика зависит не только от информации,
но и закупочной политики, необходимых гарантий, а также от значимости
характеристик поставщика для предприятия-покупателя, которые являются
приоритетными на период отбора претендентов (табл. 1.15). Таблица 1.15 Оценка характеристик поставщика
Такого рода информация должна быть получена обо всех
поставщиках-претендентах и стать основой для проведения переговоров с
кандидатами для согласования цен и условий поставки. Определенная дифференциация
поставщиков по различным показателям и во многих случаях отсутствие абсолютного
лидера делают возможным решение об оптимальном количестве поставщиков. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||