Библиотека Воеводина _ "Стратегический менеджмент" / Симионова Л.Б.



Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Стратегический менеджмент" / Симионова Л.Б._ Оглавление




Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

1.       Методы анализа бизнес-среды

1.3. Анализ предпринимательских рисков

Современный рынок характеризуется значительной степенью не­определенности, что не позволяет однозначно планировать прибыль предприятия Одним из аспектов проблемы является асимметричность информации, которая характеризуется ситуациями, когда одни участ­ники рынка обладают большей информацией, чем другие Эта ситуация распространяется на отношения в каналах «производитель — потребителей, «производитель — посредник», «производитель — поставщик сырья» и др.

Например, производитель разрабатывает новый продукт, обладаю­щий лучшими потребительскими свойствами, нежели аналогичные то­вары, продаваемые на рынке. Однако потребителям это либо неизвест­но, либо они не в полной мере доверяют рекламе Асимметричная ин­формация влияет на множество решений, принимаемых менеджерами предприятий при покупке сырья, выборе каналов сбыта товаров и т. д. Асимметричность информации в данном случае станет источником рис­ков для производителя и повлияет на его прибыль.

Существуют и другие источники рисков в предпринимательстве, ко­торые лежат как во внешнем окружении, так и во внутренней среде са­мого предприятия, что должно быть учтено в управлении показателями предприятия. Для этой цели риски должны быть идентифицированы и к каждому из них должно быть разработано управляющее воздействие, способствующее снижению его негативных последствий.

Для любой сферы бизнеса важной задачей является не избежание риска совсем, а снижение его до минимального уровня.

В словаре Вебстера «риск» определяется как «опасность, возможность убытка или ущерба». Под риском в предпринимательстве понимается ве­роятность возникновения нежелательного события, способное привести предприятие к потере активов, снижению доходов и необоснованному повышению расходов.

Назначение анализа рисков — дать представление о возможных ва­риантах реализации предпринимательских решений и разработать меры по защите от возможных финансовых потерь. Есть некоторые общие прин­ципы анализа рисков. Во-первых, потери от возможных видов рисков следует считать независимыми друг от друга. Во-вторых, потери по одно­му из направлений из «портфеля рисков» не обязательно увеличивают вероятность потерь по другому направлению. В-третьих, максимально воз­можные потери от рисков не должны превышать финансовых резервов предприятия и ставить его на грань банкротства.

Существуют различные подходы к систематизации рисков. В частно­сти, деление рисков на динамические и статические

Динамический риск — это риск непредвиденных изменений активов предприятия, как положительных, так и отрицательных, в результате изменения внешнего окружения предприятия, либо принятия управлен­ческих решений.

Статический риск — это риск, приводящий только к негативным последствиям для предприятия.

По своим последствиям риски подразделяются следующим образом:

несистематический (диверсифицированный) связан с общерыночными колебаниями цен и доходности,

недиверсифицированный характеризует неустойчивость доходов или других показателей по конкретному направлению бизнеса, конкретному виду ценных бумаг и т. д.

В целях выработки определенных подходов к управлению рисками выделяют три основных класса рисков, в совокупности характеризую­щих экономическую надежность субъекта предпринимательской деятель­ности:

Экономический риск — это совокупность нежелательных событий, возникающих в результате формирования системы макроэкономическо­го равновесия, разработки мер государственного регулирования.

Фискально-монетарный риск возникает как результат государствен­ной и бюджетной политики

Социально-политический риск возникает в результате, реализации мер социальной защиты, регулирования занятости населения, политики распределения доходов

Риски могут быть систематизированы по иерархическим уровням экономики:

макроэкономические риски зависят от общего регулирования эконо­мики, законов рынка, политической стабильности,

риски мезоуровня обусловлены специфическими особенностями раз­вития региональных экономик, отдельных отраслей,

риски микроуровня характеризуются особенностями функционирова­ния отдельных хозяйствующих субъектов, выбором рыночной стратегии функционирования отдельных хозяйствующих субъектов

Риски хозяйственной деятельности предприятий:

1. Финансовый риск.

1.1 Валютный риск представляет собой вероятность потери доходов в результате изменения курсов валют.

1.2 Кредитный — это риск потерь активов предприятия в результате изменения условий заимствования капитала, лизинга.

1.3 Портфельный риск связан с неблагоприятными изменениями на рынке ценных бумаг, надежностью и доходностью акций и облигаций.

2. Коммерческий риск характеризует вероятность изменения результа­тов деятельности предприятия.

2.1 Маркетинговый риск — это нежелательное событие, связанное со сбытом продукции.

2.2 Деловой риск связан с производством продукции.

Назначение анализа риска — дать хозяйствующему субъекту реаль­ное представление о возможностях работы на рынке и необходимых ме­рах по защите от возможных финансовых потерь.

Методы анализа риска подразделяются на два взаимодополняющих друг друга вида количественный и качественный.

Качественный анализ ставит своей задачей определить основной ис­точник риска и идентифицировать все возможные риски, возможные причинно-следственные связи между рисками и показателями деятель­ности предприятия.

Количественный анализ рисков обеспечивает количественную опреде­ленность вероятности наступления нежелательных (рисковых) событий, степени их влияния на результаты деятельности предприятия, возмож­ный экономический ущерб.

Наиболее распространены в практике следующие методы количествен­ного анализа рисков.

Статистический метод. Суть его заключается в том, что для расчета возможности возникновения потерь анализируются статистические дан­ные о результативности принимаемых предприятием хозяйственных ре­шений.

Условно выделяются следующие зоны риска предпринимательства:

безрисковая область (гарантия получения расчетной прибыли),

область минимального риска (потери не могут превысить размеров чистой прибыли),

область повышенного риска (риск убытков),

область критического риска (возможна частичная утрата активов пред­приятия),

область недопустимого риска (неликвидный баланс, неплатежеспо­собность)

Для получения максимального уровня риска предприятия по всем или одному направлению деятельности используется статистическая инфор­мация о сделках, осуществляемых за несколько последних лет (табл. 1. 16)

 

Таблица 1.16

Пример определения уровня риска статистическим методом

 

Предшест­вующие периоды

Частота возникновения потерь (f, %)

Безрисковая область

Область минимального риска

Область повышенного риска

Область критического риска

Область недопустимого риска

¦общ

¦2

¦3

¦4

¦5

1

075

032 (42%)

033(44%)

0,05 (7%)

0 05 (7%)

2

080

035(45%)

020 (25%)

0 20(25%)

0,05 (5%)

3

085

0005(5%)

0 17(20%)

025(30%)

0,38 (45%)

 

В табл. 1.16 частота возникновения потерь определяется по формуле

 

¦ = n/nобщ

 

где п — число случаев наступления конкретного уровня потерь, nобщ — общее число случаев в статистической выборке, включая успешные предпринимательские риски.

Уровень риска Уp.max определяется по частоте возникновения потерь для чего строится график комулятивных итогов (рис. 1.18) За последний год комулятивные итоги означают, что частота потерь в области II - 5%, III - 25%, IV - 55% , V - 100%.

 

Рис 1 18 Определение уровня риска с помощью графика Лоренца

 

Кривая АbС является кривой Лоренца, характеризующей уровень риска. Чем больше отклонение кривой Лоренца от прямой АС (безрисковой прямой), тем выше уровень риска. Количественно этот показатель может быть определен следующим образом.

 

Ур = (1 – ab/ac)

 

Линия Лоренца может быть построена по нескольким периодам (см. табл. 1.16), что позволяет провести некоторые обобщения по поводу допустимости уровня риска для конкретных условий хозяйствования.

Метод экспертных оценок. Применяется в тех случаях, когда отсут­ствует статистическая информация по аналогичным направлениям деятельности предприятия. В основе метода лежит обработка мнений экс­пертов по набору рисков, идентифицированных самими экспертами (табл. 1.17).

Таблица 1.17

Расчет рисков хозяйственной деятельности предприятия экспертным методом

 

Вид риска (фрагмент)

Средняя оценка

V1

Приоритет

Вес, W1

Вероятность, P1

Коммерческий риск.

 А. Маркетинговый риск.

1

Риск недостаточного уровня конкурентоспособности продукции

5

1

0,1

0,5

2

Риск недостаточной доли рынка

5

1

0,1

0,5

3

Риск недостаточной ориентации структуры фирмы на маркетинговую концепцию

4

2

0,055

0,22

4

Риск ошибок в формировании ценовой политики

2

2

0,055

0,11

5

Риск недостаточного сбыта продукции

2

2

0,055

0,11

6

Риск задержки выхода продукции на рынок

2

2

0,055

0,11

 

 

Вероятность по группе А

 

 

 

 

0,42

1,55

 

 

Вероятность по группе рисков предприятия в целом

 

 

 

 

1,00

6,31

 

Одной из главных задач в применении экспертного метода является составление полного перечня простых рисков как непересекающихся, не зависящих друг от друга событий. Затем дается количественная экспертная оценка следующих показателей оценка риска в баллах, приори­тет в баллах.

В нашем примере табл. 1.17 использованы три приоритета:

1 — риск способен существенно повлиять на конечные показатели деятельности предприятия,

2 — риск оказывает умеренное влияние, которое может быть суще­ственно снижено управляющими воздействиями,

3 — риск не окажет влияния на показатели предприятия Соотношение весов, соответствующих приоритетам от 1 до 3, равно 10 баллам Вероятность возникновения риска эксперт определяет в ука­занном диапазоне с последующим определением обобщенной оценки по формуле

,

 

где Р — обобщенная оценка риска, Аj вес риска в баллах, Рj показатель вида риска

Анализ результатов свидетельствует о том, что в системе рисков пред­ставленного хозяйственного объекта влияние маркетинговых рисков зна­чительно — 0,42. Однако вероятность их возникновения относительно невелика — 1,55 балла по сравнению с максимальным значением 10 бал­лов. Выявление наиболее значимых рисков позволит направить управля­ющие воздействия именно в этом направлении.

<< 1.2. Анализ потребительского поведения
2.1. Портфельный анализ  >>