|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Методы анализа бизнес-среды 1.1.
Анализ
бизнес-окружения предприятия Информация в бизнесе
является важнейшим фактором производства. Возможности предприятия обмениваться
информацией с внешней средой позволяют успешно решать следующие стратегические
задачи: обеспечение
гибкости производства и изменения ассортимента продукции в соответствии
со спросом на рынке, использование
эффективных форм планирования, мотивации и контроля в управлении предприятием
на достаточной информационной базе; создание
и эффективное применение комплексных систем управления качеством продукции,
обеспечивая результативную обратную связь с рынком; управление
снижением издержек предприятия, не снижая качества продукции, опираясь
на оценку чувствительности рынка к такого рода изменениям; эффективное
управление трансакционными издержками Маркетинговая информационная система предприятия
— это система, позволяющая интегрировать
информацию из разных источников, а затем передавать ее менеджерам в форме,
доступной для принятия ими решений (рис. 1.1)
Рис. 1.1 Функции маркетинговой информационной системы Маркетинговая
информационная система включает три подсистемы (рис 1 2)
Рис. 1.2 Подсистемы маркетинговой информационной системы Система маркетинговых исследовании является одной из
сложнейших систем, поскольку требует получения информации непосредственно
от потребителей, выбора наиболее эффективных методов получения первичной
информации, а также количественных методов обработки полученной информации Маркетинговое
исследование — это систематическая
подготовка и проведение различных обследований, анализ полученных данных
и представление результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной
маркетинговой задаче, стоящей перед предприятием Требования к проведению маркетинговых исследований' обоснованность, т. е. получение именно той информации, которая соответствует целям исследования (например, выявить предпочтения напитков можно как с позиций их вкусовых качеств, так и выбора фирмы-производителя, в последнем случае наличие этикетки на бутылке обязательно); надежность, характеризующаяся как точность полученных
данных, представительность, обеспеченная достаточной выборкой
для получения надежных результатов Существуют три вида целей маркетингового исследования: изыскательская — определение проблемы, на решение которой
следует направить маркетинговую деятельность предприятия; описательная — описание и объяснение событий на рынке; аналитическая — попытка определить причинно-следственные
связи между событиями на рынке. Цели маркетингового исследования, поставленные
на конкретном предприятии, предопределяют этапы исследования (рис. 1.3)
Рис. 1.3 Процесс маркетинговых исследований Ни
одно предприятие не функционирует в вакууме, а имеет достаточно дифференцированное
внешнее окружение, которое характеризуется значительной динамичностью
Факторы внешнего окружения следует рассматривать как стратегические и
учитывать при разработке рыночной стратегии предприятия. Однако
анализ внешнего окружения не может дать желаемых результатов, если не
рассматривать его в системе всех факторов, определяющих выбор эффективной
стратегии предприятия, а именно: правильно
выбранные долгосрочные цели; глубокое
понимание конкурентной среды; реальную
оценку собственных возможностей предприятия. Как
правило, внешняя среда предстает перед аналитиком маркетинга в достаточно
агрегированном виде, и его задачей является идентификация факторов внешней
среды для конкретного предприятия При этом следует иметь в виду, что не
все факторы учитываются в разработке рыночной стратегии однозначно, поскольку
среди них окажутся как контролируемые, так и неконтролируемые факторы Несмотря
на то, что внешние факторы находятся вне зоны постоянного контроля со
стороны руководства предприятия, их влияние на стратегическое и оперативное
планирование существенно, и для этих целей следует дать им количественную
оценку. Наиболее
распространенным является представление бизнес-окружения как совокупности
факторов экономического, технического, политико-правового, экологического,
социально-культурного и демографического характера, графически представленного
на рис. 1.4.
Рис. 1.4. Факторы внешнего макроокружения предприятия Демографические факторы включают в себя объективные характеристики индивидов
- потребителей продукции: возраст, образование, пол, семейное положение. Экономические факторы характеризуют тенденции изменения цен, доходов, сбережений,
инвестиций, доступность кредитных ресурсов, уровень безработицы. Экологические факторы отражают доступность для производства природных ресурсов,
экологические препятствия для бизнеса, экологические требования к продукции
предприятия. Политико-правовые факторы выявляют политические тенденции, способные повлиять
на бизнес, правовую среду бизнеса, антимонопольные законы, налоговую
политику. Социально-культурные факторы отражают изменения отношений потребителя к продуктам,
изменения в жизненном укладе отдельных категорий потребителей. Микроэкономические факторы внешнего окружения бизнеса в агрегированном виде приведены
на рис. 1.5. Одним
из методов анализа внешнего окружения бизнеса является PEST-анализ, позволяющий
анализировать основные группы факторов (political-legal — политико-правовые,
economic — экономические; social-cultural — социально-культурные;
technological —
технологические). Некоторые
факторы окружения могут получить количественную оценку (уровень безработицы,
процентные ставки на капитал, уровень доходов населения и др.). Для такого
рода факторов анализ сводится к установлению их динамики и оценки значимости
этой динамики для выбора стратегии бизнеса. В
случаях, когда количественная оценка невозможна, используют экспертные
оценки, заполняя специальную форму «Резюме анализа внешних стратегических
факторов» (табл. 1.1). Таблица 1.1 Резюме анализа внешних стратегических факторов
Оценка
в баллах и весовые коэффициенты даны экспертами. Шкала оценок установлена
в пределах от 1 до 5 баллов. Взвешенная оценка 3,8 балла свидетельствует
о достаточно высоком влиянии идентифицированных экспертами факторов.
В соответствии с приведенной аналитической информацией должна быть разработана
рыночная стратегия, позволяющая снизить риски воздействия внешнего окружения. Одним
из распространенных методов анализа бизнес-окружения является SWOT-анализ, который
предполагает анализ внешнего окружения и его сопоставление с внутренними
возможностями предприятия (Strengths — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны; Opportunities — возможности; Threats — угрозы). Внешний анализ является лишь частью единой
методики SWOT-анализа (табл. 1.2). Возможности
следует рассматривать как положительные тенденции внешней среды, которые
могут способствовать увеличению доходности бизнеса (изменение внешнеэкономической
политики, снижение налогов, изменение инвестиционного климата, рост доходов
населения, ослабление позиций конкурентов). Угрозами следует считать отрицательные тенденции, которые
могут привести к снижению доходности бизнеса (изменение демографической
ситуации, рост безработицы и т. д.). Оценка влияния различных факторов дана по 5-балльной шкале и характеризует степень влияния фактора на рыночную позицию предприятия (от незначительного до существенного). По итогам оценки в 2,25 балла можно сделать вывод, что степень воздействия внешней среды по сравнению с максимумом в 5 баллов является несущественной в целом, но имеются факторы, на которые следует обратить особое внимание и учесть их при планировании. В частности, рост безработицы, политическая нестабильность Анализ отрасли
является составной частью анализа внешнего окружения бизнеса на микроэкономическом
уровне Его цель — определить показатели отрасли и отдельных товарных рынков
внутри отрасли. Для целей отраслевого анализа под отраслью понимают совокупность
предприятий, производящих и распределяющих аналогичные услуги или товары,
конкурирующие на одном потребительском рынке. Отрасль охватывает стадии
производства, распределения и потребления определенных товаров или услуг. Анализ конкурентной среды служит для формирования
более полного и точного представления о внутренних мотивах поведения конкурентов. Таблица 1.2 Форма SWOT-анализа (пример)
Наиболее типичным является выделение трех агрегированных
факторов, определяющих интенсивность конкуренции: распределение рыночных долей между конкурентами; темпы роста емкости рынка; рентабельность рынка. Практика показывает, что наибольшая конкурентная активность
существует при приблизительно равных рыночных долях конкурирующих фирм.
Напротив, при соотношении долей лидеров и аутсайдеров более чем 2:1 конкуренция
затихает. Интенсивность конкуренции может быть измерена следующим
образом: где Ид — показатель интенсивности конкуренции
на рассматриваемом товарном рынке, Дi — рыночная
доля i-го конкурента; i — 1,2, ..., n n — количество конкурентов на товарном рынке. Рассмотрим на примере, как изменяется интенсивность конкуренции в зависимости от распределения рыночных долей конкурентов (табл. 1.3). Таблица 1.3 Интенсивность конкуренции
Поскольку фактическая рыночная доля является показателем,
выражающим степень достижения целей конкурента, необходима оценка влияния
факторов бизнес-среды на динамику рыночной доли. Специалистами в области маркетинга определены следующие
основные факторы, способные оказывать влияние на изменение рыночной доли: 1.
Выручка от реализации
продукции 2.
Активность конкурентов
в целевых сегментах. 3.
Ассортиментно-ценовые
изменения. 4.
Предпочтения потребителей SWOT-анализ применительно к исследованию конкурентов включает
следующие элементы: выявление изменений структуры потребительских предпочтений
(новые возможности); оценка предполагаемых действий конкурентов по использованию
новых возможностей (угрозы); определение целей и стратегии фирмы по реагированию на
появляющиеся угрозы и возможности; изучение сильных и слабых сторон конкурентов и собственной
фирмы по основным аспектам хозяйственной деятельности (табл. 1.4) Таблица 1.4 Контрольный лист SWOT-анализа (пример)
Маркетологу
следует сделать отметку по каждому показателю, имея в виду следующие рейтинги: 1 — лидирующее положение в
отрасли, 2 — выше среднего уровня, 3 — средний уровень, 4 — уровень ниже среднего, 5 — кризисная ситуация. Анализ рейтингов позволяет
сделать вывод, что лидирующее положение данное предприятие занимает только
по одному показателю. По большинству показателей предприятие имеет средний
уровень. Модель пяти сил конкуренции М. Портера является удобным концептуальным инструментом для диагностики
конкурентной напряженности на рынке и определения значимости конкурентных
сил. Так называемая модель «пяти сил» М. Портера включает следующие ключевые
элементы: 1. Интенсивность конкуренции среди существующих на отраслевом
рынке конкурентов. Факторы конкурентной борьбы: рост числа конкурирующих фирм; снижение спроса на продукт, наличие фирм, способных снижать
цены на товар, рост отдачи от завоевания дополнительной
доли рынка; наличие условий, когда уход
из бизнеса дороже, чем продолжение конкурентной борьбы, углубление дифференциации фирм
по показателям их конкурентоспособности, сильные компании из других
отраслей приобрели слабые фирмы и перенесли на них свои стратегии; неблагоприятное соотношение
рыночных долей; появились новые конкурентные
стратегии, применяемые некоторыми соперниками, значительные успехи в
конкурентной борьбе отдельных фирм, обеспечившие отрыв от конкурентов, перспективы роста емкости рынка, наметившиеся тенденции укрупнения фирм путем создания
интегрированных корпоративных структур; рост количества фирм, находящихся в зоне банкротства. 2. Угрозы со
стороны потенциальных «новичков» на рынке. Основными группами факторов, характеризующих угрозу появления новых фирм
на рынке, являются барьеры для входа в рынок и ожидаемая реакция со стороны
фирм, функционирующих на рынке. Основные ограничения для входа в рынок: отсутствие достаточного опыта в управлении издержками
производства, необходимость больших затрат на формирование имиджа, размер инвестиций для открытия фирмы (приобретение активов); эксклюзивные права уже существующих фирм; доступ к каналам распределения продукта, государственные ограничения (лицензирование, стандартизация). 3. Появление товаров-заменителей Факторы угроз: цены
товаров-заменителей ниже, что снижает спрос на предлагаемые товары, найдены
заменители с качественно новыми, более привлекательными характеристиками
(экологически чистые продукты), товары-заменители
обеспечивают совершенно новый способ удовлетворения потребностей, заменители
более доступны чисто физически 4. Экономический потенциал покупателей В данном случае необходимо рассматривать не только потребительский,
но и деловой рынок, потребляющий продукцию в виде факторов производства
Сила влияния значительна, если на
рынке действуют немногочисленные крупные фирмы, покупающие продукцию
большими партиями; покупки
крупных потребителей составляют значительную долю всех продаж, экономически
целесообразной для потребителей является практика приобретения товаров
у нескольких продавцов (торги), потребители
демонстрируют угрозу обратной интеграции в отрасль продавца; предлагаемый
товар существенно стандартизован, что облегчает переход к другим поставщикам. 5. Экономический
потенциал поставщиков. Этот
фактор особенно сильно проявляется в следующих случаях: продукция предприятия ресурсоемка; на рынке поставщики являются
монополистами; продукция
поставщиков настолько дифференцирована, что перейти к другому поставщику
сложно или дорого, предприятие
не является покупателем, связями с которым поставщик дорожит, существует
прямая угроза интеграции покупателя в бизнес, поставщики
имеют возможность интенсивно использовать ценовой фактор, снижая доходность
предприятия, ухудшение
качества продукции поставщиков, приводящее к уменьшению прибыли предприятия-потребителя М.
Портер выдвинул идею выделения стратегических групп конкурентов — множество
соперничающих в отрасли фирм, имеющих общие черты схожие товары и услуги,
сервисное обслуживание, сбытовые системы. Выделение
стратегических групп конкурентов позволяет реально ощутить конкурентную
борьбу в отрасли, поскольку: фирмы
одной стратегической группы являются более очевидными конкурентами, чем
фирмы разных групп (обычно жесткая конкурентная борьба идет внутри групп), фирмы
в различных стратегических группах имеют разные конкурентные преимущества
и потенциальную прибыльность, изменение
рыночных условий может иметь различный эффект для разных групп Одним
из методов отраслевого анализа является концепция
«4Р» (product — продукт; price — цена, channels
— каналы сбыта, promotion — продвижение на рынке)
(рис. 1.6).
Рис. 1.6 Концепция анализа конкурентоспособности по факторам «4Р» Суть концепции заключается в сопоставлении собственных
показателей предприятия по четырем названным направлениям с аналогичными
показателями конкурентов. Поскольку целью такого рода сопоставления является
разработка рыночной стратегии предприятия в качестве конкурентной среды,
следует выбрать наиболее сильных конкурентов (табл. 1.5). Таблица 1.5 Оценка конкурентоспособности на основе концепции «4Р»
Каждому из оцениваемых показателей необходимо дать экспертную
оценку от 1 до 5 баллов (возможна и другая градация в зависимости от чувствительности
показателей). Присвоение оценки 1 балл означает слабую конкурентную позицию
по определенному показателю, 5 баллов — сильную. Из приведенной информации
(см. табл. 1.5), следует сделать вывод, что конкурентные позиции предприятия
слабы практически по всем направлениям Важным итогом отраслевого анализа является определение
и прогноз ключевых факторов успеха отрасли Ключевые
факторы успеха (КФУ) — это общие для всех предприятий отрасли управляемые
переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные
позиции предприятия в отрасли. В качестве примера приведем ключевые факторы
успеха для некоторых отраслей (табл. 1.6) Таблица 1.6 Системы ключевых факторов успеха для некоторых отраслей
Ключевые
факторы успеха периодически пересматриваются, так как их изменению способствует
развитие отраслей, насыщение рынка товарами, научно-технический прогресс. Необходимо
определять направления роста и фазы жизненного цикла отраслей и отдельных
товарных рынков (растущие отрасли, зрелые отрасли, отрасли, переживающие
спад). Жизненный цикл любого товара от рождения до спада проходит в своем
развитии несколько фаз. Аналогичные фазы имеет также и отрасль. И прохождение
отрасли через эти фазы меняет доходность бизнеса, заставляет менять стратегию
работы в отрасли. Отраслевая
конкуренция в значительной степени определяется конкуренцией выпускаемых
продуктов. Товары с высокой перекрестной эластичностью спроса называются
субститутами. В зависимости от степени взаимозаменяемости продуктов выделяют
четыре уровня конкуренции: конкуренция
торговых марок (аналогичный продукт других фирм предлагается тем же покупателям
по одинаковым ценам), отраслевая
конкуренция (конкурентами считаются все предприятия, производящие аналогичный
продукт), формальная
конкуренция (конкурентами считаются предприятия, производящие товары,
способные удовлетворить одинаковую потребность); общая
конкуренция (конкурентами считаются все производители, участвующие в борьбе
за деньги потребителей). Одним
из методов выявления конкурентов и завоевание их рынка является объединенный
анализ отрасли и рынка на основе составления карты «товар/рынок» (табл.
1.7). Таблица 1.7 Карта «товар/рынок»
Анализ дает возможность определить, какой сегмент рынка
занят и насколько сильными являются конкуренты. Однако следует в большей степени уточнить, какие предприятия
являются наиболее реальными конкурентами. К таким конкурентам относят
предприятия, имеющие аналогичные рыночные стратегии, так называемую стратегическую
группу. Идентификация стратегических групп может осуществляться на основе: технологического уровня производства, географических границ, степени вертикальной интеграции, качества продукции, ассортимента, уровня затрат, уровня сервиса Постоянный мониторинг реализации стратегий конкурентов
позволяет гибко реагировать на изменения и укреплять собственные конкурентные
позиции. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
<<
|