Библиотека Воеводина _ "Международный менеджмент" / Г.М. Голобокова ... экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии Библиотека Воеводина: экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии



Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Международный менеджмент" / Г.М. Голобокова _ Оглавление




Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

10. ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

10.2. Опыт внешнеэкономической деятельности в Магаданской области

Магаданская область обладает значительным экономическим потенциалом и играет заметную роль в экономике Северо-восточного региона. Развитие внешнеэкономической деятельности в области обусловлено следующими обстоятельствами:
образованием мирового рынка;
необходимостью внешней торговли из-за неразвитости отдельных отраслей в регионе;
возникновением тенденции к расширению производства, тогда как емкость внутреннего рынка ограничена платежеспособностью населения;
региональными, климатическими и транспортными ограничениями.
Зарубежные компании обращают свое внимание на новый для них российский рынок, хотя и не имеют здесь привычных способов ориентации на надежность потенциальных партнеров и клиентов. По мере того, как экономика России становится более открытой, внешнеэкономическая деятельность в регионе играет все более значимую роль. Этот принцип открытости очень важен сегодня, в условиях отсутствия у правительства России четкой региональной политики, особенно для таких областей, как Магаданская, которая занимает в силу своего ресурсного потенциала значительное положение в экономике всей страны. Решение поставленной задачи перехода Российского общества к устойчивому развитию возможно при условии предоставления регионам большей экономической и политической самостоятельности, поддержания жизнеобеспеченности территории.
За последние годы в области значительно активизировалась внешнеэкономическая деятельность, развиваются сферы экспортно-импортных отношений, растет число совместных предприятий, положительными аспектами деятельности которых являются создание новых рабочих мест, привлечение иностранного капитала, эффективное использование природных ресурсов, обеспечение населения качественными продуктами питания.
В 1993 г. в Магаданской области 102 предприятия осуществляли внешнеэкономическую деятельность, 44 совместных предприятия производили продукцию, оказывали услуги и выполняли операции по экспорту и импорту товаров. Экспортно-импортными операциями занимались в основном предприятия негосударственного сектора экономики - 77 % от общего количества предприятий, выходящих на внешний рынок.
В 1994 г. резко снизился объем экспортных операций , в составе которого по прежнему доминировала рыбопродукция - 37 %, а среди стран-потребителей экспортной продукции главенствующую роль заняла Япония - 72 % объема экспорта.
Ассортимент импортных товаров резко увеличился и основная доля стала приходиться на запчасти, оборудование, технику. Внешнеторговый оборот составил около 74 млн. долл. В 1995 г. произошло увеличение экспортных поставок почти в 3,5 раза по сравнению с 1994г. В географической структуре экспорта в 1995 г. основная доля приходилась на страны: США - 35 %, Япония - 34 %, Корея - 26 %, Китай - 2 % [10].
В 1996 г. число совместных предприятий выросло до 70. В лице иностранных партнеров по совместному предпринимательству представлены фирмы США, Китая, Японии, Южной Кореи, Германии, Польши, Болгарии, Канады, Румынии, Турции, Великобритании, Сингапура, Кипра, Гонконга и др., однако внешнеторговый оборот совместных предприятий в этом году сократился в три раза по сравнению с предыдущим годом. Наметилась также отрицательная тенденция преобладания импорта над экспортом и отрицательного сальдо внешней торговли в размере 87 тыс. долл.
Одним из мотивов, побуждающих предприятия к выходу на внешний рынок, является желание иметь валюту, поэтому предприятия стремятся активизировать внешнеэкономическую деятельность. В 1996 г. на текущие валютные счета предприятий поступило 85 млн. долл., что на 39 % больше, чем в 1995 г. Выручка от экспорта составила 8 млн. долл., что в 1,3 раза выше уровня прошлого года.
Полученные финансовые кредиты равнялись 38 млн. долл., 83 % которых приходились на предприятия цветной металлургии.
За 1996 г. на предприятия области поступило 112 млн. долл. иностранных инвестиций, основная доля (99,9%) которых вложена в цветную металлургию, что в 37 раз превысило объемы иностранных инвестиций предыдущего года.
Наибольшая часть иностранного капитала поступила из США - 107 млн. долл [11]. Это свидетельствует о высоком уровне интереса иностранных инвесторов к размещению своих капиталов в экономику области. Ряд зарубежных стран предлагают различные программы сотрудничества в области научных исследований, золотодобывающей и рыбной промышленности.
В области внешнеэкономической деятельности региона необходимо также отметить рост внешнеторгового оборота со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) , ставшими наиболее динамичной частью мирового хозяйства и демонстрирующих высокие темпы экономического роста. В настоящее время страны АТР являются единственной территорией, с которым Россия и Магаданская область в ее составе стабильно увеличивает объем торговли.
Несмотря на расширение внешнеэкономических операций, в целом это направление в области остается пока недостаточно эффективным. Отрицательность сальдо внешнеторгового оборота привела к тому, что за рубеж вывозятся, в основном, сырьевые ресурсы, а вывозятся товары народного потребления.
Тенденция сырьевой направленности экспорта делает экономику области зависимой от конъюнктуры мирового рынка. Из-за низкого уровня развития производственной базы в области отсутствует тенденция закупки передовых идей и технологий, позволяющих модернизировать материально-техническую базу существующих и создание новых производств.
Наиболее широко в Магаданской области развиваются российско-американские экономические связи с ближайшими штатами США и, особенно, со штатом Аляска. Велико взаимное влияние экономик Магаданской области и штата Аляска, обусловленное геополитическим положением этих регионов различных стран: удаленностью от центров стран, самостоятельностью в определении стратегии развития, ориентацией экономики на ограниченное количество отраслей хозяйствования - горно-добывающую и рыбную промышленности. В совместную деятельность вовлечены большие группы специалистов в области добычи ресурсов и их переработки, работники сфер науки и образования. Предприятия Магаданской области приобретают богатый опыт работы с иностранными партнерами по различным направлениям деятельности, таким, как:
добыча полезных ископаемых и приобретение необходимого оборудования для эксплуатации месторождений;
вылов и переработка морепродуктов, а также совместное использование рыболовецких судов;
создание товарно-сбытовых систем продуктов, товаров народного потребления и техники производственного назначения;
организация совместных транспортных систем и средств связи.
Серьезной проблемой сегодня является формирование и развитие коммуникационных связей между сотрудничающими группами из разных стран.
В результате многолетнего барьера между нашими странами возникли и существуют четыре основных типа противоречий: политические, законодательные, социокультурные и экономические.
Политические составляющие ограничений международных интеграционных процессов - наиболее чувствительный фактор, от которого зависят процессы финансирования текущих и перспективных программ. Например, резко изменилась инвестиционная политика зарубежных инвесторов в российскую экономику накануне президентских выборов.
В области законодательной базы несовершенство ряда законов накладывает серьезные трудности на взаимодействие бизнес-партнеров. Так, высокий уровень налогов ограничивает использование иностранных инвестиций в производстве.
Основным препятствием культурного общения является языковой барьер, который наряду с другими этическими различиями в области бизнеса вызывает проблемы в области международного бизнеса.
Наконец, к экономическим противоречиям можно отнести отличия в методах хозяйствования: бухгалтерском учете и системе ведения финансов, а также методах организации экономической деятельности и ее управления.
В России и США существуют различные парадигмы бизнеса, то есть каждая страна имеет свое представление по этому вопросу, что оказывает негативное влияние на существование международного бизнеса. В этих условиях важным фактором для достижения успеха в развитии региона на базе взаимодействия с различными странами является изучение потенциальных партнеров. Исходя из требований к образу руководителя XXI в., которые должны быть заложены в образовательные программы уже сегодня, задача снижения вышеуказанных противоречий может быть решена через систему бизнес-образования.
Каждая страна имеет свое представление о бизнесе, кроме того, различается само трактование понятия "партнерство". Наши российские партнеры терпеливы, готовы в любом бизнесе идти до конца, независимо от степени риска. Вместе с тем зарубежные предприниматели находятся в более выгодных условиях. Например, в США государство оплачивает национальным компаниям политические риски. Также японские и корейские инвесторы получают поддержку своих правительств при ведении инвестиционной деятельности в РФ. Российским бизнесменам никто не платит за риски. И все же, несмотря на указанные проблемы, международное сотрудничество в регионе продолжает развиваться.
Вопросы развития внешнеэкономической деятельности Магаданской области обсуждались в ходе встреч международной комиссии Гора - Черномырдина по развитию американо-российских деловых связей, проходивших в марте 1996 г. в г. Анкоридже, штат Аляска. В ходе работы комиссии были разработаны основные направления сотрудничества в таких сферах деятельности, как горно-добывающая, лесная промышленность, транспорт, сельское хозяйство, рыбная, пищевая промышленность, энергетика и экология, торговля, телекоммуникации. В частности, были внесены следующие предложения:
по горно-добывающей промышленности: использование Российского Дальнего Востока (РДВ) в качестве показательного региона для демонстрации эффективности центров сбыта техники и технологии; поставка запчастей для американских и российских компаний, а также проведение гарантийного обслуживания таких компаний; внедрение новых технологий и услуг в данной отрасли; аренда новой уникальной техники; подготовка управленческих, торговых и инженерных кадров;
по лесной промышленности и лесопереработке: снижение рисков и негативных влияний посредством государственной поддержки этой отрасли, в том числе предоставлением отсрочек бюджетных платежей; создание российско-американских совместных предприятий;
по транспорту: развитие транспортный инфраструктуры для сельских регионов Дальнего Востока, усовершенствование системы железнодорожного транспорта; создание СЭЗ (зон - "инкубаторов") для административной и оперативной поддержки российских и американских компаний;
по сельскому хозяйству и рыбной промышленности: строительство рыборазводных лососевых заводов, в первую очередь для воспроизводства ценных видов рыб; развитие связанной с этим инфраструктуры; структурная модернизация рыбодобывающих и рыбообрабатывающих мощностей на судах и на береговых предприятиях;
по пищевой промышленности: стандартизация и сертификация товаров для улучшения торгового обмена в обеих странах; развитие на этой основе системы розничной и оптовой торговли; обмен технологиями в пищевой промышленности.

<< 10.1. Опыт сотрудничества с японской фирмой YOKOGAWA ELEKTRIC CORPORATION по подготовке менеджеров и специалистов для российских предприятий
10.3. Экономическое образование - основа эффективных международных интеграционных процессов >>