Библиотека Воеводина _ "Международный менеджмент" / Г.М. Голобокова ... экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии Библиотека Воеводина: экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии



Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Международный менеджмент" / Г.М. Голобокова _ Оглавление




Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

10. ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

10.1. Опыт сотрудничества с японской фирмой YOKOGAWA ELEKTRIC CORPORATION по подготовке менеджеров и специалистов для российских предприятий

В российской экономике, ставшей на путь развития в условиях рынка, переход к новым управленческим технологиям требует больших затрат, связанных с переподготовкой кадров и обновлением их знаний. В связи с этим интересен, на наш взгляд, опыт сотрудничества в этой области с японской фирмой, так как всемирно признано, что Япония стоит на первом месте по затратам на обучение в расчете на одного занятого (в 3-4 раза больше, чем в США). В Японии непрерывное образование является частью процесса труда, на который каждый занятый тратит около 8 часов в неделю, причем 4 часа из них - личного времени.
Концепция "гибкого работника", являющаяся основой японской системы профессионального обучения в фирмах, предусматривает подбор и подготовку работника по двум-трем специальностям и повышение квалификации на протяжении всей жизни.
Учитывая, что переподготовка работника гораздо дешевле, чем его замена, а также то, что нашим менеджерам наряду с компетентными знаниями отечественных проблем необходимо хорошо знать новые критерии и требования рыночной экономики, интересно рассмотреть опыт сотрудничества в этой области Московского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов при Министерстве химической промышленности совместно с японской фирмой YOKOGAWA ELEKTRIC CORPORATION, которое было одним из первых у истоков рыночной экономики России.
Имеющая семидесятилетний стаж практической деятельности в области изготовления оборудования для систем управления производством, эта фирма кроме широкого ассортимента передовой продукции располагает большим количеством квалифицированных кадров, которые готовы поделиться своим опытом.
Совместно с японскими преподавателями и специалистами была подготовлена программа для обучения менеджеров и специалистов российских предприятий в совместном техническом бюро.
При этом YOKOGAWA ELEKTRIC CORPORATION осуществляла непрерывный контроль учебных программ и качества преподавания в техническом бюро, а также постоянное информирование инструкторов технического бюро о последних достижениях и новых разработках фирмы и ее позициях на мировом рынке.
Особенностью японских фирм является большое внимание, которое уделяется продукции, выдвигаемой на мировой рынок. Таким рынком для нее в последние годы стали бывший СССР и теперь Россия. Поэтому, благодаря наличию разработанной новейшей технологии, фирма YOKOGAWA ELEKTRIC CORPORATION получила возможность иметь преимущества над конкурентами на новом рынке.
В этом процессе значительную роль также сыграло хорошее знание потребностей российского рынка, которое формировалось в результате проведения комплекса следующих маркетинговых мероприятий:
проведение рекламных презентаций японских систем управления в техническом бюро;
проведение семинаров по технике и методам управления специалистами фирмы на крупных предприятиях отрасли;
анкетирование и изучение потенциальных покупателей;
изучение политики и условий проведения технического перевооружения и реконструкции предприятий.
Успешному осуществлению этой деятельности способствовала разработанная фирмой система методик и опросных листов, позволяющая точно и в достаточно короткий срок оценить потребности каждого потенциального покупателя на уровне конкретных технико-экономических показателей и выработать встречные предложения, ведущие к заключению контракта.
В ходе технических переговоров обсуждались следующие основные моменты:
1. 1. Соответствует ли система запросу заказчика?
2. 2. Соответствует ли система стандартам заказчика?
3. 3. Конкурентоспособна ли конфигурация системы?
4. 4. Способна ли фирма выполнить доработки, требуемые заказчиком?
В ходе коммерческих переговоров решались вопросы по условиям поставки и оплаты приобретаемых систем управления.
Особенностью японского бизнеса в России по поставке систем управления является то, что предлагаются хорошо отработанные и имеющие опыт внедрения системы. Однако, учитывая универсальную модульность и мобильность систем, фирма идет на метод адаптивного внедрения, когда по желанию заказчика обеспечивается доработка и модификация ряда компонентов.
Широким средством осуществления успешной маркетинговой политики является участие фирмы в международных выставках.
Нельзя не отметить достижения менеджмента японских специалистов, с которыми нам пришлось работать в течение всего периода сотрудничества. "Японский феномен" организации качества труда проявлялся во всем: в приходе на работу за 30 минут до начала, выдаче заданий руководителем каждому сотруднику группы в присутствии остальных членов группы, что вызывало проявление "синергетического" эффекта, а также ежедневном разборе результатов среди всех членов группы после окончания работы для выработки эффективной стратегии на будущее.
Открытие и функционирование в течение 5 лет совместного учебного центра по подготовке менеджеров и специалистов для российских предприятий способствовало решению главной задачи - реализации достижений научно-технического прогресса.
Размещение совместного научно-технического бюро в Московском институте повышения квалификации руководящих работников привело к значительным успехам в таких областях, как:
рост квалификации российских менеджеров и специалистов;
создание совместно с фирмой YOKOGAWA ELEKTRIC CORPORATION инжиниринговых фирм;
организация совместных центров обучения;
заключение контрактов на закупку оборудования.
За период функционирования совместного учебного центра в Москве прошли переподготовку менеджеры и специалисты почти всех предприятий химической и нефтехимической промышленности бывшего СССР.
Благодаря тому, что в учебные программы, наряду с изучением возможностей японских систем были включены фундаментальные проблемы по методам управления производством и достижениям японских и других фирм в их реализации, обучение в совместном техническом бюро способствовало значительному росту квалификации российских специалистов и менеджеров.
Появилась возможность привлечь обученных специалистов из проектных организаций к участию в процессе адаптации японских систем на российских предприятиях.
Идея создания таким образом инжиниринговых фирм имела две цели:
выявление особенностей управления производством на российских предприятиях и участие в предпроектных исследованиях российских специалистов;
реализация технического и информационного интерфейса при внедрении оборудования и методов управления фирмы с функционирующими на предприятии системами или с вновь внедряемой отечественной техникой управления в целях удешевления проектов.
Учитывая удаленность многих предприятий - закупщиков систем фирмы, а также необходимость качественно обучить не только непосредственных пользователей, а также всю менеджерскую окружающую "среду" внедряемых систем управления на предприятиях, появилась необходимость создания аналогичных центров обучения в других регионах. Так, например, был создан учебный центр нефтехимической индустрии в г. Ангарске.
Успешное обучение менеджеров и специалистов и активная деятельность фирмы в этом направлении способствовали увеличению количества заключенных контрактов и повышению уровня использования современных методов управления на российских предприятиях.

<< 9.5. Техника ведения переговоров
10.2. Опыт внешнеэкономической деятельности в Магаданской области >>