Маркетинг сбыта: ГЛАВА III. Организационные основы системы распределения
Преимущества
и недостатки прямого и непрямого методов сбыта
Прямой сбыт выгоден в том случае, если сэкономленные денежные средства
за счет большей торговой наценки выше издержек, связанных с организацией
собственности сбытовой структуры (табл. 2).
При прямом сбыте происходит непосредственное воздействие на потребителя,
поэтому можно контролировать качество товара и быстро реагировать на требования
рынка.
При непрямом сбыте трудно осуществить поддержание имиджа торговой марки
производителя, организовать необходимый сервис, контролировать цены. Отсутствует
контакт с конечным потребителем, что в итоге может сказаться на конкурентоспособности
товара.
Маркетинговая политика в области сбыта существенно отличается, когда
продавцом является производитель и когда посредник (табл.3).
Таблица 2 Характеристика некоторых издержек на организацию
прямого сбыта
Орган распределения
|
Основные статьи издержек на организацию распределения
|
Отдел сбыта: сбыт через рекламу с последующим приемом заявок по
телефону. Возможна доставка товара
|
Издержки на рекламу (реклама должна выходить непрерывно)
Приобретение транспорта на доставку (или аренда транспорта)
|
Отдел сбыта: сбыт посредством обзвона потребителей. Возможна доставка
товара
|
Издержки на представительно-информационные материалы (прайсы, информационные
письма, рекламные листки)
Оплата телефонных переговоров
Приобретение или аренда транспорта
|
Отдел сбыта: сбыт через торговых агентов и коммивояжеров. Возможна
доставка товара
|
Издержки на представительно-информационные материалы
Издержки на комиссионные для агентов
Возможна оплата автотранспорта (частичная амортизация) агента или
коммивояжера
|
Продажа через собственную розничную сеть (магазин, ларек, лоток,
автомашина)
|
Издержки, связанные с покупкой или арендой магазина, находящегося
не на территории предприятия
Охрана розничной точки
Приобретение автотранспорта
|
Сбыт через филиалы и представительства
|
Издержки на организацию филиала или представительства ( поиск партнера,
аренда помещения, охрана и т.д.)
Поддержание его деятельности в течении первых 6-12 месяцев
|
Сбыт через дочерние предприятия
|
Издержки на организацию дочернего предприятия (есть риск, что оно
в дальнейшем может заниматься другой деятельностью)
|
Оптово-розничная торговля со склада ("КЭШ ЭНД КЭРИ")
|
Издержки на организацию склада (ремонт, оснащение оборудованием)
и его функционирование (штат, охрана и т.д.)
|
Продажа на ярмарках, аукционах, выставках, биржах
|
Издержки на аренду торговой площади
Оплата услуг брокеров и аукционистов
|
Таблица 3 Различие политики сбыта производителя и посредника
Политика сбыта
|
производителя
|
посредника
|
Ценовая политика
|
Единая отпускная цена, стремление к единой розничной цене.
Умеренная торговая наценка
|
Дифференциация цен с ориентацией на спрос, регион, потребителя
Высокие торговые наценки розницы
|
Продуктовая политика
|
Удержание своего товара на рынке, как правило, консервативная
торговая политика, т.к. товарная инновация требует инвестиций
|
Выбор такого товара, который пользуется спросом.
Посредник требует от производителя модификаций или нового товара
|
Распределительная политика
|
Крупные заказы, крупные постоянные посредники или потребители.
Навязывание всего ассортимента
|
Малые количества заказа.
Востребование ассортимента, пользующегося спросом
|
Рекламно-имиджевая политика
|
Продвижение своей торговой марки.
Формирование имиджа производителя
|
Формирование имиджа посредника за счет торговой марки и имиджа
производителя
|
|