Глава 12
И ДРУГИЕ
надуло ветром чертовщину
Sears: в окружении хищников
Sears - еще одна, не очень уютно чувствующая себя в высокоизменчивой внешней
среде американская "икона" со столетней историей. Не так давно
бытовало шуточное мнение, что к 1990-м гг. японцы буду производить все
что угодно, а продавать это будет Sears. Оказалось, то была грустная шутка.
Sears уступила лидерство компании Wal-Mart и находится в окружении множества
других конкурентов, каждый из которых что-то да отнимает от многочисленных
товарных категорий ее ассортимента. Вот лишь несколько из них: Ноте Depot,
Target, Circuit City, а также специализированные розничные торговцы вроде
GAP и Old Navy и даже обычные универмаги, изо всех сил борющиеся за существование
в перенасыщенной торговыми заведениями среде.
Теперь вы понимаете, с чем столкнулся 47-летний Алан Лей-си, новый исполнительный
директор Sears. В своем интервью газете "Wall Street Journal"
он критиковал "Мягкую сторону Sears" (бывшая стратегия компании)
за чрезмерную концентрацию лишь на одной из составляющих розничнргр .предложения.
Не нравится ему и нынешняя стратегия "Жизнь по отличной цене"
- слишком уж она ориентирована на цену. А. Лейси спрашивает: "Почему
я должен совершать покупки в Sears, а не в Target?"
Вопрос поставлен верно, но я бы не стал утверждать, что ответом на него
является концентрация на имени "Sears", а не на розничных торговых
марках (одно из его наблюдений в том интервью). Прежде всего А. Лейси
должен понять, что сделало его компанию знаменитой, что принесло ей успех,
и строить свою стратегию на прочном "историческом" фундаменте.
КАК SEARS СТАЛА ЗНАМЕНИТОЙ
Нет, каталоги тут не при чем, хотя несколько поколений назад такой ответ
еще сгодился бы. В наше время Sears является одним из немногих, а может
быть, и единственным розничным торговцем, который создает настоящие торговые
марки. Люди ходят в Sears, чтобы приобрести бытовую технику "Kenmore",
инструменты "Craftsman", автомобильные аккумуляторы "DieHard",
краски "Weatherbeater", автопокрышки "Roadhandler".
Заодно они могут приобрести и другие товары, например джинсы "Levi's"
или телевизор "Sony". Но именно "собственноручно"
созданные марки, купить которые можно только в Sears, и отличают компанию
от других розничных торговцев.
При всем при том в последние годы особых усилий в области брендинга в
стане Sears не наблюдается. Как раз наоборот: "центр" говорит
о торговле обычными марками (неправильная стратегия), а у "мягкой
стороны" и вовсе нет собственных марок (что тоже неправильно).
Судя по всему, в случае с Sears один из представленных ранее уроков не
пошел впрок: никогда не забывайте о том, как вы стали знамениты.
ТРЕБУЕТСЯ: РЕКОНСТРУКЦИЯ ТОРГОВЫХ МАРОК
Поскольку в брендинге Sears появилась дыра, для меня очевидна необходимость
пересмотра каждой из имеющихся у компании торговых марок для их оживления
и усиления. Необходимо воспользоваться лидерством марки "Kenmore"
и позиционировать ее как семейство бытовой техники номер один. То же самое
нужно проделать с "Craftsman", на сегодняшний день самой почитаемой
в Америке маркой инструментов. Не пора ли выпустить следующее поколение
еще более "неубиваемых" аккумуляторов "DieHard"? А
также навести марафет на линию красок?
Если компания реализует данную программу, люди снова пойдут в Sears. А
если еще дизайнеры поработают над планировкой магазинов, то покупать они
там будут не только инструменты и краски, но и многие другое.
И раз уж начнется работа с торговыми марками, возможно, стоит вложить
деньги в создание одной-двух новых? Что-нибудь вроде марки косметики,
или одежды, или тех же специальных шин для легких грузовиков, о которых
говорилось в гл. 9. Но чего бы я не стал делать - выбрасывать деньги на
развитие торговой марки "Sears". Потому что это не более чем
единственное место, где покупатель имеет возможность приобрести перечисленные
нами уникальные марки.
ДОБРЫЙ ЗНАК
Интересно, что статья в "Wall Street Journal" начиналась с рассказа
об отнюдь не самых лучших идеях нового главы Sears, но заканчивается она
идеей самой что ни на есть верной. Вот что там говорится: А. Лейси считает
технику "Kenmore", благодаря которой Sears получает хорошую
прибыль и занимает большую долю в данной товарной категории, моделью для
использования в остальных направлениях розничного бизнеса. На встрече
с розничными аналитиками он сказал: "У нас есть образец, которому
мы хотим подражать в остальных частях нашей компании".
Что ж, в добрый путь. (Вариант: Вашими бы устами, г-н Лейси...)
|