Глава 11
ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ MARKS & SPENCER
тяжелый случай мышления "сверху вниз"
Штормовое предупреждение?
В прошлом году в Marks & Spencer появился новый спаситель по имени
Люк Вандевельде (вы правы, он не британец, а бельгиец). Он стремится превратить
Marks & Spencers великого глобального розничного торговца. И у него
есть план.
В Интернете Л. Вандевельде собирается создать фирменное сообщество, построенное
вокруг товаров Marks & Spencer. Купите куртку для сафари - и Marks
& Spencer поможет вам забронировать билеты в Африку.
В реальном мире он хочет расширить марку в сферу финансовых услуг, начав
с туристических страховок. Кроме того, ходят разговоры о коммерческом
использовании опыта компании в организации поставок.
Но самые большие надежды новый глава компании возлагает на стимулирование
покупателей, причем не в паре-тройке магазинов, а в международном масштабе.
И на "трассе" уже появились предупреждающие флаги. Например,
вот что пишет об этих планах журнал "Economist" (от 28 октября
2000 г.).
Существует опасность того, что Л. Вандевельде будет обманут в своих ожиданиях
относительно М&S. Насколько необходимо компании международное расширение?
Последние два года в ней царит переполох: снижение прибыли, споры в Совете
директоров, увольнения, слухи о продаже фирмы. П. Селсбери, назначенный
на пост главы М&S всего год назад, проводил собственную линию изменений,
включая передачу контроля над закупками персоналу магазинов, новый дизайн
торговых залов, снижение роли торговой марки "St. Michael" и
появление в продаже одежды от известных модельеров. Все это можно было
считать попыткой избавить M&S от склонности к "проталкиванию"
якобы нужных покупателям товаров вместо действительно пользующихся спросом.
В действительности M&S необходимо время, чтобы убедиться в привлекательности
нового товарного ассортимента для покупателей. Главнейшая задача компании
состоит в восстановлении доверия потребителей у себя на родине, в Великобритании.
Но даже если, как думает Л. Вандевельде, данная проблема будет решена,
сейчас не время для бурной деятельности. Он хочет создать глобальную торговую
компанию, но M&S вряд ли подходит для реализации его амбиций.
"Economist", что называется, попал в точку. Отсюда следует еще
один важный урок, к которому обязана прислушаться Marks & Spencer.
УРОК РАДИКАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОПАСНЫ ДЛЯ БИЗНЕСА
Если у торговой марки есть определенная история и лояльные покупатели,
слишком сильные изменения сопряжены с высокими рисками. Прекрасный пример
тому - попытка компании Coca-Cola перейти на выпуск "New Coke".
Новинка вызвала возмущение у лояльных потребителей, в результате чего
пришлось срочно возвращать "классическую" колу и убирать с рынка
"новую".
На данный момент Л. Вандевельде начал свою первую рекламную кампанию.
Marks & Spencer предлагает современные модели одежды, меняет дизайн
магазинов на новый, "концептуальный", с согласованными деталями
интерьера и ударением на "стиль жизни".
Однако изменение имиджа - дело трудное и опасное. Одним покупателям это
нравится, другим нет; а вернуть утраченное доверие ох как непросто. Отказываясь
от того, что она имеет, компания рискует не приобрести ничего взамен.
Изменяя слишком многое, вы как бы говорите покупателям, что магазин, в
котором они совершали покупки, был не самым лучшим. Те, в свою очередь,
чувствуют себя отверженными и начинают поиск других магазинов.
Marks & Spencer является крупнейшим розничным торговцем в Великобритании,
однако доля компании на рынке одежды сокращается: если в 1997 г. она составляла
16%, то сейчас - менее 14%. Если раньше она гордилась тем, что обслуживает
представителей всех слоев населения, то теперь ориентируется на средний
класс. Но данный сегмент отнюдь не однороден: представителям среднего
класса требуются типовые предметы гардероба (например, футболки) для самых
разных случаев, от работы в саду до званых ужинов. Соответственно необходимо
предложить одежду для всех субсегментов по лучшим ценам и не в ущерб качеству.
Но возможно ли решить данную задачу с помощью единственной торговой марки?
(Помните, в каждом новом сегменте появляется свой лидер.)
В случае с Marks & Spencer ограничиться простыми советами невозможно.
Какую-то часть бизнеса компании уже захватили конкуренты, и они не отдадут
ее, если только сами не совершат ошибок. В настоящее время Marks &
Spencer приходится иметь дело с такими серьезными соперниками, как Next,
Gap и Top Shop, а также Tesco (в категории продовольственных товаров).
И каждый из них твердо стоит на ногах. Кроме того, компании придется что-то
делать с избыточным количеством магазинов, многие из которых едва сводят
концы с концами, а также с низким боевым духом работников, недоверием
покупателей и снижением лояльности к торговой марке в целом.
Позволю себе предположить, что будущее Marks & Spencer будет нелегким.
|