Глава 11
ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ MARKS & SPENCER
тяжелый случай мышления "сверху вниз"
Мониторинг тенденций
Чтобы стратегия не слишком расходилась с будущим, вы должны знать тенденции
развития избранной товарной категории. Если события развиваются слишком
быстро, вероятнее всего, вы имеете дело с не более чем мимолетным увлечением.
В период мониторинга помните, что большинство тенденций обязаны своим
существованием тому, что кто-то кровно заинтересован в продажах газет
и журналов, а не в том, чтобы способствовать продвижению ваших товаров.
Но маркетологи поверят скорее очковтирателям, нежели реальности. "В
уравнении маркетинга потребительских товаров продолжаются глубокие и необратимые
изменения, - утверждает один гуру менеджмента. - Следовательно, необходимы
фундаментальные преобразования в концептуальном подходе: от управления
бизнесом к управлению изменениями".
Где они, изменения? Где безбумажный офис? Где общество без наличных денег?
Куда подевались "Третья волна", "Мегатренды", "Вторая
промышленная революция", "Информационно-ориентированное общество",
где все работают на дому, общаясь с помощью компьютерных/видеотелефонных
терминалов?
Кстати говоря, что стало с идеей видеотелефонов?
Как, вы еще не обзавелись личным вертолетом? Где эти чудесные машины,
что должны были прийти на смену автомобилям и избавить нас от потребности
в автомагистралях?
Быть может, по утрам вы, как обещалось тридцать лет назад, знакомитесь
при помощи телевизора с электронной газетой?
Как правило, реальность не имеет ничего общего с крикливыми обещаниями.
Будущее как было "за поворотом", так и остается.
ПРЕДСКАЗАТЬ ДЕЙСТВИЯ ВРАГА НЕВОЗМОЖНО
"Предсказание врага", когда генералы "знают", что
собирается делать противник, - одна из разновидностей футурологических
предсказаний. Как правило, такие генералы и проигрывают битвы. Хорошие
военачальники создают такие планы, которые обеспечивают успех независимо
от действий соперника. В этом и состоит суть хорошей стратегии.
Пытаясь предсказать, что будет делать ваш враг, вы играете в рулетку,
ставка в которой - будущее вашей компании. Азартным играм место в Лас-Вегасе,
Атлантик-сити, на Уолл-стрит, наконец. Но только не в маркетинге.
О РОЛИ ИССЛЕДОВАНИЙ
Большинство необходимых для составления плана маркетинга данных можно
найти в ближайшей библиотеке, в государственных органах или в любом отраслевом
издании. Мы имеем в виду готовые исследования того, что фактически сделали
люди.
Если вы захотите узнать, что будут делать люди, вы неизбежно столкнетесь
с проблемами. Обычно когда людям задают подобные вопросы, они дают социально
приемлемые (с их точки зрения) ответы (что особенно характерно для фокус-групп,
когда кто-то обязательно подсматривает с той стороны зеркала).
Вся хитрость состоит в идентификации истинных, сокровенных желаний респондентов.
Кто сознается, что он предпочитает не "здоровую" пищу, а меню
из ресторана McDonald's? Многие ли руководители честно ответят, что они
ненавидят ответы на письма или боятся персональных компьютеров? Кто признается,
что злоупотребляет разговорами по телефону?
|