Глава 9
КОРПОРАЦИЯ FIRESTONE
марка, которой не должно быть
Что говорят психологи
В "Справочнике по социальной психологии" ("Handbook of
Social Psychology", Oxford University Press, 1998) упоминается о
множестве связанных с изменением установок трудностей:
Любая программа по изменению установок сопряжена с труднопреодолимыми
сложностями. Вот почему так тяжело изменить базовые убеждения человека
даже с применением такой комплексной и интенсивной процедуры, как психотерапия.
Ясно и то, что процедуры, позволяющие эффективно изменить одни установки,
оказывают лишь незначительное воздействие на другие.
И что еще более усложняет дело: правда, или истина, практически не имеет
даже косвенного отношения к данному процессу. Известно, например, такое
наблюдение:
Люди обладают определенными установками к ошеломляюще широкому спектру
вопросов. Они имеют различные установки (и прежде всего отрицательные)
относительно объектов, о которых им почти ничего не известно (например,
для американцев - турки) или которые никак не связаны с их повседневной
деятельностью (например, космос).
Так что, перефразируя старое телевизионное шоу Mission Impossible, если
вам, мистер Фелпс, дают задание воздействовать на сознание людей, советуем
отказаться от поручения.
Куда лучше для Bridgestone/Firestone будет вложить деньги в развитие марки
"Bridgestone", а также в создание новых возможностей для продвижения
своей продукции на рынке. Шансы улучшить репутацию "Firestone"
стремятся к нулю. Отсюда следующий урок.
УРОК НЕ ВКЛАДЫВАЙТЕ ХОРОШИЕ ДЕНЬГИ В ПЛОХУЮ МАРКУ. ИНВЕСТИРУЙТЕ ИХ В НОВУЮ
ИДЕЮ
Если "Bridgestone" должна стать маркой с высокими эксплуатационным
характеристиками (и "по совместительству" названием компании),
то марку "Firestone" необходимо низвести до экономичного сектора
рынка и лишить всякой поддержки. Но что делать с третьей маркой, компании
Dayton, которая в настоящее время ассоциируется с "выгодными шинами"?
И вообще, нуждается ли рынок в таком количестве дешевых покрышек?
При той шумихе вокруг шин для легких грузовиков и так называемых "автомобилей
спортивно-хозяйственного назначения" (SUV), что наводнили рынок в
последнее время, появляется возможность для создания новой "специализированной"
идеи. В настоящее время крупные шинные марки работают по принципу "все
для всех", придерживаются разносторонней производственной программы.
Они предлагают любые типы шин, какие только могут понадобиться потребителю:
для активной езды и экономичные, для легковых автомобилей и для грузовиков.
Что интересно, в маркетинговых войнах побеждают, как правило, "специалисты",
потому что они могут сфокусировать усилия на одном товаре, одной выгоде,
одной идее. Они становятся экспертами, т. е. лучшими в товарной категории
фирмами.
|