Глава 9
КОРПОРАЦИЯ FIRESTONE
марка, которой не должно быть
Выход из ситуации
Возможно, сейчас у компании есть возможность ликвидировать имя Firestone
и начать все сначала. Ведь и без того слабая марка теперь стала еще слабее.
Возрождение ей не грозит - мешают затянувшиеся судебные тяжбы и негативные
отклики в прессе. Кроме того, бизнес по производству комплектного оборудования
(OEM) для американских автопроизводителей, таких как Ford, утерян навсегда,
так как марка официально признана виновной в произошедших авариях.
Сконцентрировавшись на марке "Bridgestone" и ее высоких эксплуатационных
качествах, компания может упрочить свою законную позицию в "тройке
лидеров" (Goodyear, Michelin и Bridgestone), а вместе с нею и репутацию.
Если Bridgestone хватит сил избавиться от этого "камня" на шее,*
она получит возможность сконцентрироваться на новых технологиях и тем
самым произвести впечатление на покупателей. Нечто подобное ранее проделали
и Michelin (радиальное расположение корда), и Goodyear (серия покрышек
"Aquatread"). Возможно, такой технологией может стать рисунок
протектора, обеспечивающий низкий уровень шума при качении. Готовый продукт
можно назвать "Тихой шиной", например, а для продвижения новинки
воспользоваться таким наглядным устройством, как измеритель интенсивности
шумов. Подобная демонстрация заставит людей задуматься, насколько шумной
может быть "обувь" их автомобилей (кроме того, в сознании потребителей
тихая работа ассоциируется с качеством).
Итак, сначала завоевать доверие, затем представить технологию. Сложив
одно с другим, Bridgestone закрепится на карте восприятия американских
покупателей как производитель высококачественной продукции, а не как владелец
пользующейся дурной славой марки "Firestone". Кроме того, компании
также следует воспользоваться своими прочными позициями в японском OEM-бизнесе
и вместо "Firestone" поставлять на американские конвейеры шины
"Bridgestbne". Какое-то время марку "Firestone" можно
сохранять в качестве альтернативы для тех, кто вынужден экономить (но
никаких гонок и никакой рекламы). Все средства следует направить на продвижение
марки "Bridgestone" и использование потенциальных возможностей
(подробнее об этом - ниже).
Но пока пишутся эти строки, "Firestone" начинает рекламную кампанию
по очистке запятнанной репутации. Стало быть, пора преподать очередной
урок.
УРОК ДАЖЕ НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ИЗМЕНИТЬ СОЗНАНИЕ РЫНКА
На протяжении многих лет я был свидетелем многочисленных попыток изменения
сознания потребителей, единственный результат которых - напрасная трата
денег.
Как уже упоминалось, пытаясь убедить рынок, что не предназначенная для
копирования документов или звонков по телефону техника стоит своих денег,
компании Xerox и AT&T потеряли миллионы долларов.
Никто не желал приобретать их компьютеры.
В период, когда концерн старался убедить потребителей, что VW - это не
просто маленький, надежный и экономичный автомобиль наподобие "Жука",
акции Volkswagen упали на 60 пунктов.
Никто не покупал их больших, быстрых машин.
Пытаясь убедить рынок, что у нее есть нечто большее нежели "первоклассная
вещь", Coca-Cola пустила на ветер не только деньги, но и свой престиж.
Никто не покупал ее "New Coke".
Если потребители приняли некое определенное решение относительно продукта,
изменить его практически невозможно.
И вот теперь Firestone хочет убедить нас, что мы должны забыть тысячи
свидетельств низкого качества одноименных покрышек. Она начинает сначала.
Новая рекламная кампания рассказывает, как хорошо организовано производство
покрышек. К несчастью, в самый ее разгар корпорация Ford объявила о бесплатной
замене 13 млн шин "Firestone" (цена решения $3 млрд). Причина:
"Не отозванные ранее шины могут отличаться повышенной вероятностью
брака". Firestone прекратила всякие контакты с Ford и в настоящее
время корпорации обвиняют друг друга со. страниц газет и экранов телевизоров.
Ой, а как же рекламная кампания?
Что же, может быть, американцы все простят и забудут, хотя мне представляется,
что никто не будет покупать покрышки "Firestone" (разве что
только по бросовой цене).
|