Глава 3
КОРПОРАЦИЯ XEROX
предсказание, которое так и не сбылось
Большие проблемы современной Xerox
Сегодня Xerox окружена "хищниками". Решения, принятые после
того фатального собрания, стоили компании миллиарды долларов. Хотя она
и отказалась от некопирующих устройств и фокус внимания был перенесен
на "работу с документами", Xerox утратила концентрацию на основном
бизнесе, позволив конкурентам переманить к себе самых выгодных покупателей.
Немецкая фирма Heidelberger Druckmaschinen A.G., японская Canon Inc.,
а с недавнего времени еще и IBM (выпустившая высокоскоростной копир на
базе Heidelberger) - все они посягают на самый прибыльный для Xerox сектор
высокопроизводительной копировальной техники. Canon и Ricon составляют
серьезную конкуренцию в секторе менее скоростных аппаратов. К Hewlett-Packard,
главный конкурент по принтерам, вообще не видит никаких помех на своем
пути. Сбылось то, о чем я когда-то говорил: копирование,с помощью лазерных
и струйных принтеров теперь превосходит ксерокопирование. Неудивительно,
что у Xerox такие плохие показатели. Увы, но, сделав ошибочный прогноз,
Xerox поставила свое будущее в зависимость от Hewlett-Packard и японских,
конкурентов.
Головы летят, акции падают, слышны даже разговоры о продаже компании.
А еще, как пишет "Wall Street Journal", руководство Xerox призвало
своих офисных работников ограничить использование - чего бы вы думали?
- копировальных аппаратов (снимать копии с документов только в случае
крайней необходимости). Вот это я называю большой проблемой.
УРОК ПРЕДСКАЗАТЬ БУДУЩЕЕ НЕВОЗМОЖНО
Я не перестаю удивляться тому, что так много людей, вроде Питера Макколоу,
делают Столь самоуверенные прогнозы. Но если оглянуться назад, понимаешь,
насколько ошибаются не только "предсказатели-любители, но и "профессиональные"
футурологи.
* Анализ прогнозов, сделанных в 1960-х и 1970-х гг. Германом Каном, директором
научного центра Hudson Institute, показал, что 75% из них не сбылись.
* В популярной книге футуролога Джона Нейсбитта "Megatrends 2000"
(вышедшей в 1982 г.) определены 10 мегатенден-ций, которые должны были
сформировать наше будущее. Анализ показал, что три из них существовали
еще до 1982 г., а другие семь так и не материализовались.
Что ж, скажете вы, они "рубят сук", потому что это их работа.
Вы правы. Давайте обратимся к прогнозам в бизнес-прессе. Анализ технологических
прогнозов, опубликованных в период с 1958 по 1989 г. в таких изданиях,
как "Wall Street Journal", "New York Times", "Business
Week", "Fortune" и "Forbes", показал, что 80%
из них не оправдались.
Предсказание офиса будущего, а затем разработка на его основе стратегии
корпорации оказались долгосрочной авантюрой, ставкой в которой стала компания
Xerox.
Не менее трудный для понимания вариант прогнозирования - попытки исследовать
будущее. Не так давно факсимильные аппараты были атрибутом немногих крупных
офисов. Сегодня их можно встретить повсеместно, причем дома - не менее
часто, чем на работе. Телефакс - исключительно американское изобретение:
он был придуман, спроектирован и воплощен "в металле" в США.
И у американских производителей, таких как Xerox, были готовые факсимильные
аппараты. Вот только в магазинах ни одного американского телефакса нынче
днем с огнем не найти.
Американские компании отказалась от идеи производства телефаксов, потому
что поверили результатам исследований рынка, в соответствии с которыми
спрос на новинку отсутствовал. Невзирая на то что нельзя исследовать рынок
отсутствующего "в природе" товара, "ученые" задавали
респондентам вопросы типа: "Приобретете ли вы телефонное приспособление
стоимостью от $1500, позволяющее пересылать страницы бумаги по $1 за каждую,
если цена аналогичной почтовой услуги - 25 центов?" Разумеется, были
получены только отрицательные ответы.
Роль предсказателей не нравится даже некоторым из футурологов. "Футурология
более не является предсказанием будущего, - говорит Дуглас Рушкофф, автор
нашумевшей книги Cyberia". - Это высокохудожественная пропаганда.
Это создание будущего. Футурологи запугивают клиентов, а потом объясняют,
что обладают секретным знанием, которое может их спасти."
УРОК НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПОЛУЧИЛИ ИЗВЕСТНОСТЬ
Причиной всех бед Xerox была потеря концентрации на сути своего бизнеса.
Выражаясь простым языком, бизнес компании заключался в том, чтобы "оставлять
отпечатки на бумаге". Именно так она стала знаменита, и именно в
этом состоит ее технология. Причем в перспективе мы вряд ли сможем полностью
отказаться от использования бумаги. Сегодня, несмотря на разговоры о цифровых
технологиях и "безбумажном офисе", средний сотрудник офиса американской
компании потребляет за год около 113 кг копировальной бумаги. .
То первое, принятое еще в 1970 г. решение стало катастрофическим потому,
что бизнес Xerox, подобно основной сфере деятельности IBM, был признан
"информационным". А это не так.
Не так, поскольку весь мир считает, что Xerox занимается копированием,
а не созданием или передачей информации. Следовательно, все усилия компании
должны быть, наконец, приведены в соответствие с мнением остальной части
человечества.
|