Глава 1
ЦЕНА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОШИБОК
Ошибка "нежелание атаковать самого себя"
О таких компаниях, как DEC, Xerox, AT&T'и Kodak, об их попытках превратить
плавный рост в бурный, сказано и написано немало. В крайних случаях компания
имеет дело с так называемой разрушительной технологией: DEC столкнулась
с революцией настольных компьютеров, Xerox - с резким ростом популярности
лазерной печати, a Kodak - с цифровыми фотоаппаратами.
Трансформация компании с одновременным изменением базовой технологии -
задача не из простых. Прежде всего это огорчает Уолл-стрит, потому что
в попытках, которые еще неизвестно к чему приведут, деньги акционеров
начинают "таять".
Появление новой продукции на прилавках сопровождается растерянностью продавцов,
что не может не отпугнуть покупателей. А витающее в кабинетах предчувствие
перемен не может не сказаться на душевном состоянии работников.
Но, несмотря на все трудности, выбора у лидеров нет. Они обязаны найти
способ перехода к новой идее или на улучшенную технологию, даже с учетом
возникающих для основного бизнеса угроз. В противном случае будущее оказывается
под вопросом, особенно большим, если новая технология развивается и приобретает
популярность.
ВОПРОС В ТОМ, "КАК"
Вся хитрость в том, как менять лошадей. Когда компания Lotus поняла, что
ее табличному процессору " Lotus 1-2-3" грозит опасность, так
как владельцы компьютеров переходят на ОС "Windows" и программное
приложение "Microsoft Excel", она приняла правильное решение:
направить все ресурсы на разработку ПО коллективной работы "Notes"
и едва ли не прекратить поддержку доминирующего бизнеса "Lotus 1-2-3".
Конец оказался счастливым: IBM приобрела "Lotus" и "Notes"
за $3,5 млрд.
Gillette атакует собственные марки, периодически выпуская новые, улучшенные
модели бритв. И ее стратегия позволила завоевать 60% рынка. Когда у нее
появляется новая бритва, Gillette "режет" ею самое себя.
Вопрос в том, способна ли компания создать новую марку или даже новую
компанию так, чтобы извлечь выгоду из происходящих на рынке событий. Чтобы
противостоять сверхдорогим немецким и японским автомобилям, подразделение
Cadillac корпорации General Motors должно было создать новую марку. Но
компания безуспешно пыталась использовать существующее имя (проблема которого
была в отсутствии "престижа") и тем самым упустила очень важный
сегмент рынка.
McDonald's пыталась отреагировать на рост популярности пиццы созданием
марки "McPizza", потерпевшей полный провал. Позже компания приобрела
сеть пиццерий Donato's. Другая марка - наилучшая стратегия.
Мир меняется очень быстро. Неспособность предпринимать ответные меры вызывает
больше проблем, чем любая другая ошибка.
|