10. ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
10.2. Опыт внешнеэкономической деятельности в Магаданской области
Магаданская область обладает значительным экономическим потенциалом и
играет заметную роль в экономике Северо-восточного региона. Развитие внешнеэкономической
деятельности в области обусловлено следующими обстоятельствами:
образованием мирового рынка;
необходимостью внешней торговли из-за неразвитости отдельных отраслей
в регионе;
возникновением тенденции к расширению производства, тогда как емкость
внутреннего рынка ограничена платежеспособностью населения;
региональными, климатическими и транспортными ограничениями.
Зарубежные компании обращают свое внимание на новый для них российский
рынок, хотя и не имеют здесь привычных способов ориентации на надежность
потенциальных партнеров и клиентов. По мере того, как экономика России
становится более открытой, внешнеэкономическая деятельность в регионе
играет все более значимую роль. Этот принцип открытости очень важен сегодня,
в условиях отсутствия у правительства России четкой региональной политики,
особенно для таких областей, как Магаданская, которая занимает в силу
своего ресурсного потенциала значительное положение в экономике всей страны.
Решение поставленной задачи перехода Российского общества к устойчивому
развитию возможно при условии предоставления регионам большей экономической
и политической самостоятельности, поддержания жизнеобеспеченности территории.
За последние годы в области значительно активизировалась внешнеэкономическая
деятельность, развиваются сферы экспортно-импортных отношений, растет
число совместных предприятий, положительными аспектами деятельности которых
являются создание новых рабочих мест, привлечение иностранного капитала,
эффективное использование природных ресурсов, обеспечение населения качественными
продуктами питания.
В 1993 г. в Магаданской области 102 предприятия осуществляли внешнеэкономическую
деятельность, 44 совместных предприятия производили продукцию, оказывали
услуги и выполняли операции по экспорту и импорту товаров. Экспортно-импортными
операциями занимались в основном предприятия негосударственного сектора
экономики - 77 % от общего количества предприятий, выходящих на внешний
рынок.
В 1994 г. резко снизился объем экспортных операций , в составе которого
по прежнему доминировала рыбопродукция - 37 %, а среди стран-потребителей
экспортной продукции главенствующую роль заняла Япония - 72 % объема экспорта.
Ассортимент импортных товаров резко увеличился и основная доля стала приходиться
на запчасти, оборудование, технику. Внешнеторговый оборот составил около
74 млн. долл. В 1995 г. произошло увеличение экспортных поставок почти
в 3,5 раза по сравнению с 1994г. В географической структуре экспорта в
1995 г. основная доля приходилась на страны: США - 35 %, Япония - 34 %,
Корея - 26 %, Китай - 2 % [10].
В 1996 г. число совместных предприятий выросло до 70. В лице иностранных
партнеров по совместному предпринимательству представлены фирмы США, Китая,
Японии, Южной Кореи, Германии, Польши, Болгарии, Канады, Румынии, Турции,
Великобритании, Сингапура, Кипра, Гонконга и др., однако внешнеторговый
оборот совместных предприятий в этом году сократился в три раза по сравнению
с предыдущим годом. Наметилась также отрицательная тенденция преобладания
импорта над экспортом и отрицательного сальдо внешней торговли в размере
87 тыс. долл.
Одним из мотивов, побуждающих предприятия к выходу на внешний рынок, является
желание иметь валюту, поэтому предприятия стремятся активизировать внешнеэкономическую
деятельность. В 1996 г. на текущие валютные счета предприятий поступило
85 млн. долл., что на 39 % больше, чем в 1995 г. Выручка от экспорта составила
8 млн. долл., что в 1,3 раза выше уровня прошлого года.
Полученные финансовые кредиты равнялись 38 млн. долл., 83 % которых приходились
на предприятия цветной металлургии.
За 1996 г. на предприятия области поступило 112 млн. долл. иностранных
инвестиций, основная доля (99,9%) которых вложена в цветную металлургию,
что в 37 раз превысило объемы иностранных инвестиций предыдущего года.
Наибольшая часть иностранного капитала поступила из США - 107 млн. долл
[11]. Это свидетельствует о высоком уровне интереса иностранных инвесторов
к размещению своих капиталов в экономику области. Ряд зарубежных стран
предлагают различные программы сотрудничества в области научных исследований,
золотодобывающей и рыбной промышленности.
В области внешнеэкономической деятельности региона необходимо также отметить
рост внешнеторгового оборота со странами Азиатско-Тихоокеанского региона
(АТР) , ставшими наиболее динамичной частью мирового хозяйства и демонстрирующих
высокие темпы экономического роста. В настоящее время страны АТР являются
единственной территорией, с которым Россия и Магаданская область в ее
составе стабильно увеличивает объем торговли.
Несмотря на расширение внешнеэкономических операций, в целом это направление
в области остается пока недостаточно эффективным. Отрицательность сальдо
внешнеторгового оборота привела к тому, что за рубеж вывозятся, в основном,
сырьевые ресурсы, а вывозятся товары народного потребления.
Тенденция сырьевой направленности экспорта делает экономику области зависимой
от конъюнктуры мирового рынка. Из-за низкого уровня развития производственной
базы в области отсутствует тенденция закупки передовых идей и технологий,
позволяющих модернизировать материально-техническую базу существующих
и создание новых производств.
Наиболее широко в Магаданской области развиваются российско-американские
экономические связи с ближайшими штатами США и, особенно, со штатом Аляска.
Велико взаимное влияние экономик Магаданской области и штата Аляска, обусловленное
геополитическим положением этих регионов различных стран: удаленностью
от центров стран, самостоятельностью в определении стратегии развития,
ориентацией экономики на ограниченное количество отраслей хозяйствования
- горно-добывающую и рыбную промышленности. В совместную деятельность
вовлечены большие группы специалистов в области добычи ресурсов и их переработки,
работники сфер науки и образования. Предприятия Магаданской области приобретают
богатый опыт работы с иностранными партнерами по различным направлениям
деятельности, таким, как:
добыча полезных ископаемых и приобретение необходимого оборудования для
эксплуатации месторождений;
вылов и переработка морепродуктов, а также совместное использование рыболовецких
судов;
создание товарно-сбытовых систем продуктов, товаров народного потребления
и техники производственного назначения;
организация совместных транспортных систем и средств связи.
Серьезной проблемой сегодня является формирование и развитие коммуникационных
связей между сотрудничающими группами из разных стран.
В результате многолетнего барьера между нашими странами возникли и существуют
четыре основных типа противоречий: политические, законодательные, социокультурные
и экономические.
Политические составляющие ограничений международных интеграционных процессов
- наиболее чувствительный фактор, от которого зависят процессы финансирования
текущих и перспективных программ. Например, резко изменилась инвестиционная
политика зарубежных инвесторов в российскую экономику накануне президентских
выборов.
В области законодательной базы несовершенство ряда законов накладывает
серьезные трудности на взаимодействие бизнес-партнеров. Так, высокий уровень
налогов ограничивает использование иностранных инвестиций в производстве.
Основным препятствием культурного общения является языковой барьер, который
наряду с другими этическими различиями в области бизнеса вызывает проблемы
в области международного бизнеса.
Наконец, к экономическим противоречиям можно отнести отличия в методах
хозяйствования: бухгалтерском учете и системе ведения финансов, а также
методах организации экономической деятельности и ее управления.
В России и США существуют различные парадигмы бизнеса, то есть каждая
страна имеет свое представление по этому вопросу, что оказывает негативное
влияние на существование международного бизнеса. В этих условиях важным
фактором для достижения успеха в развитии региона на базе взаимодействия
с различными странами является изучение потенциальных партнеров. Исходя
из требований к образу руководителя XXI в., которые должны быть заложены
в образовательные программы уже сегодня, задача снижения вышеуказанных
противоречий может быть решена через систему бизнес-образования.
Каждая страна имеет свое представление о бизнесе, кроме того, различается
само трактование понятия "партнерство". Наши российские партнеры
терпеливы, готовы в любом бизнесе идти до конца, независимо от степени
риска. Вместе с тем зарубежные предприниматели находятся в более выгодных
условиях. Например, в США государство оплачивает национальным компаниям
политические риски. Также японские и корейские инвесторы получают поддержку
своих правительств при ведении инвестиционной деятельности в РФ. Российским
бизнесменам никто не платит за риски. И все же, несмотря на указанные
проблемы, международное сотрудничество в регионе продолжает развиваться.
Вопросы развития внешнеэкономической деятельности Магаданской области
обсуждались в ходе встреч международной комиссии Гора - Черномырдина по
развитию американо-российских деловых связей, проходивших в марте 1996
г. в г. Анкоридже, штат Аляска. В ходе работы комиссии были разработаны
основные направления сотрудничества в таких сферах деятельности, как горно-добывающая,
лесная промышленность, транспорт, сельское хозяйство, рыбная, пищевая
промышленность, энергетика и экология, торговля, телекоммуникации. В частности,
были внесены следующие предложения:
по горно-добывающей промышленности: использование Российского Дальнего
Востока (РДВ) в качестве показательного региона для демонстрации эффективности
центров сбыта техники и технологии; поставка запчастей для американских
и российских компаний, а также проведение гарантийного обслуживания таких
компаний; внедрение новых технологий и услуг в данной отрасли; аренда
новой уникальной техники; подготовка управленческих, торговых и инженерных
кадров;
по лесной промышленности и лесопереработке: снижение рисков и негативных
влияний посредством государственной поддержки этой отрасли, в том числе
предоставлением отсрочек бюджетных платежей; создание российско-американских
совместных предприятий;
по транспорту: развитие транспортный инфраструктуры для сельских регионов
Дальнего Востока, усовершенствование системы железнодорожного транспорта;
создание СЭЗ (зон - "инкубаторов") для административной и оперативной
поддержки российских и американских компаний;
по сельскому хозяйству и рыбной промышленности: строительство рыборазводных
лососевых заводов, в первую очередь для воспроизводства ценных видов рыб;
развитие связанной с этим инфраструктуры; структурная модернизация рыбодобывающих
и рыбообрабатывающих мощностей на судах и на береговых предприятиях;
по пищевой промышленности: стандартизация и сертификация товаров для улучшения
торгового обмена в обеих странах; развитие на этой основе системы розничной
и оптовой торговли; обмен технологиями в пищевой промышленности.
|