10. ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
10.3. Экономическое образование - основа эффективных международных интеграционных
процессов
Мировое сообщество находится на пороге третьего тысячелетия. Мир ищет
пути решения сложнейших территориальных и национальных проблем в области
экономики и бизнеса, которая претерпела глобальные изменения в сторону
формирования мировой экономики нового типа. Особенностями этих изменений
являются усиление глобальной конкуренции и усложнение процесса управления
хозяйственными системами.
Главным принципом во внешнеэкономической деятельности должен быть принцип
интеграции межгосударственного регулирования экономической взаимосвязи,
формирования регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями,
обращенными на потребности региона в целом. Переориентация экономики,
вызванная перестройкой отношений собственности, переход преимущественно
к частной собственности и развитие рыночных механизмов требуют коренного
изменения как мышления людей, так и профессиональной их подготовки.
Интеграция - это процесс, освобождающий движение товаров, капиталов, услуг
и рабочей силы от национальных перегородок; рост производительности труда
и уровня жизни во взаимодействующих странах. Экономическая интеграция
сопровождается, как правило, политической интеграцией. Исторически интеграционные
процессы шли от таможенных соглашений к созданию совместных секторов и
субъектов хозяйствования, унификации норм в социально-политической сфере
и в будущем - к созданию свободной экономической зоны, критерием хозяйственной
деятельности которой должна стать экономическая целесообразность.
Но для успешной реализации эффективных международных процессов необходимо
создать кадровый потенциал, способный решать стоящие перед регионом задачи
в области экономики и управления международными деловыми процессами. Этим
требованиям должны в первую очередь отвечать управленческие кадры, которые,
ориентируясь на теорию и практику современного менеджмента и предлагая
новые принципы и методы руководства предприятиями и другими социально-экономическими
образованиями, могут не только не упустить положительный отечественный
опыт, но и обеспечить необходимое предприимчивое и инновационное руководство
экономически самостоятельными хозяйствующими субъектами в рыночной экономике.
Это особенно важно учитывать при подготовке экономических кадров Магаданской
области, для которой характерна наиболее острая картина всех финансовых,
производственных и социальных проблем, вызванных общей ситуацией в стране
и региональными особенностями: отдаленностью от центральных районов и
отсутствием постоянных транспортных коммуникаций.
В связи с принятием концепции построения в России смешанной экономики
происходит переход от классической многоуровневой и централизованной структуры
управления экономикой к децентрализованной и демократической организации.
В условиях глобализации бизнеса особую роль приобретает международное
сотрудничество в области подготовки управленческих кадров с учетом развития
интеграционных экономических процессов в сопредельных территориях различных
стран и обеспечения устойчивого партнерства. Система подготовки управленческих
кадров должна способствовать обеспечению эффективности системы регионального
управления. Решение данной задачи происходит посредством формирования
коллектива единомышленников в области стратегии регионального развития
и использования имеющихся региональных ресурсов.
Известно, что ни одной нации, ни одному государству не справиться в одиночку
с огромным комплексом вопросов. Это требует интеграции интеллектуальных
усилий, международной интеграции в области делового образования. Необходимо
лишь создать эффективную форму интеграции. Еще Адам Смит в своей знаменитой
книге "Исследования о природе и причине богатства народов" утверждал,
что только при свободе передвижения товаров, денег, капиталов и труда
возможно добиться наиболее рационального использования ресурсов общества.
Создать такую свободу - открытость границ - это не просто снять таможенные
барьеры, это предоставить возможность свободного общения с людьми уже
на этапе образования, т.е. создать единое образовательное пространство.
Сегодня вершиной пирамиды, формирующей интеллектуальный потенциал территории,
является университетская система образования. Длительная изоляция высшей
школы России и, в особенности, региональных университетов от наиболее
развитых образовательных систем и недооценка значения мирового опыта в
целом привели к значительному разрыву с образовательными технологиями
ведущих стран мира, особенно в области делового образования.
В региональной системе подготовки кадров поставлена задача найти реальные
возможности для выхода из этой изоляции. т.е. способствовать повышению
качества подготовки специалистов, формировать конкурентоспособность их
профессионализма на международном уровне и способность работать в условиях
рынка.
Унификация экономического образования, которая достигается в рамках международного
сотрудничества, будет способствовать дальнейшему росту интеграционных
процессов кредитной, финансовой и налоговой политики наших стран.
|