10. ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
10.1. Опыт сотрудничества с японской фирмой YOKOGAWA ELEKTRIC CORPORATION
по подготовке менеджеров и специалистов для российских предприятий
В российской экономике, ставшей на путь развития в условиях рынка, переход
к новым управленческим технологиям требует больших затрат, связанных с
переподготовкой кадров и обновлением их знаний. В связи с этим интересен,
на наш взгляд, опыт сотрудничества в этой области с японской фирмой, так
как всемирно признано, что Япония стоит на первом месте по затратам на
обучение в расчете на одного занятого (в 3-4 раза больше, чем в США).
В Японии непрерывное образование является частью процесса труда, на который
каждый занятый тратит около 8 часов в неделю, причем 4 часа из них - личного
времени.
Концепция "гибкого работника", являющаяся основой японской системы
профессионального обучения в фирмах, предусматривает подбор и подготовку
работника по двум-трем специальностям и повышение квалификации на протяжении
всей жизни.
Учитывая, что переподготовка работника гораздо дешевле, чем его замена,
а также то, что нашим менеджерам наряду с компетентными знаниями отечественных
проблем необходимо хорошо знать новые критерии и требования рыночной экономики,
интересно рассмотреть опыт сотрудничества в этой области Московского института
повышения квалификации руководящих работников и специалистов при Министерстве
химической промышленности совместно с японской фирмой YOKOGAWA ELEKTRIC
CORPORATION, которое было одним из первых у истоков рыночной экономики
России.
Имеющая семидесятилетний стаж практической деятельности в области изготовления
оборудования для систем управления производством, эта фирма кроме широкого
ассортимента передовой продукции располагает большим количеством квалифицированных
кадров, которые готовы поделиться своим опытом.
Совместно с японскими преподавателями и специалистами была подготовлена
программа для обучения менеджеров и специалистов российских предприятий
в совместном техническом бюро.
При этом YOKOGAWA ELEKTRIC CORPORATION осуществляла непрерывный контроль
учебных программ и качества преподавания в техническом бюро, а также постоянное
информирование инструкторов технического бюро о последних достижениях
и новых разработках фирмы и ее позициях на мировом рынке.
Особенностью японских фирм является большое внимание, которое уделяется
продукции, выдвигаемой на мировой рынок. Таким рынком для нее в последние
годы стали бывший СССР и теперь Россия. Поэтому, благодаря наличию разработанной
новейшей технологии, фирма YOKOGAWA ELEKTRIC CORPORATION получила возможность
иметь преимущества над конкурентами на новом рынке.
В этом процессе значительную роль также сыграло хорошее знание потребностей
российского рынка, которое формировалось в результате проведения комплекса
следующих маркетинговых мероприятий:
проведение рекламных презентаций японских систем управления в техническом
бюро;
проведение семинаров по технике и методам управления специалистами фирмы
на крупных предприятиях отрасли;
анкетирование и изучение потенциальных покупателей;
изучение политики и условий проведения технического перевооружения и реконструкции
предприятий.
Успешному осуществлению этой деятельности способствовала разработанная
фирмой система методик и опросных листов, позволяющая точно и в достаточно
короткий срок оценить потребности каждого потенциального покупателя на
уровне конкретных технико-экономических показателей и выработать встречные
предложения, ведущие к заключению контракта.
В ходе технических переговоров обсуждались следующие основные моменты:
1. 1. Соответствует ли система запросу заказчика?
2. 2. Соответствует ли система стандартам заказчика?
3. 3. Конкурентоспособна ли конфигурация системы?
4. 4. Способна ли фирма выполнить доработки, требуемые заказчиком?
В ходе коммерческих переговоров решались вопросы по условиям поставки
и оплаты приобретаемых систем управления.
Особенностью японского бизнеса в России по поставке систем управления
является то, что предлагаются хорошо отработанные и имеющие опыт внедрения
системы. Однако, учитывая универсальную модульность и мобильность систем,
фирма идет на метод адаптивного внедрения, когда по желанию заказчика
обеспечивается доработка и модификация ряда компонентов.
Широким средством осуществления успешной маркетинговой политики является
участие фирмы в международных выставках.
Нельзя не отметить достижения менеджмента японских специалистов, с которыми
нам пришлось работать в течение всего периода сотрудничества. "Японский
феномен" организации качества труда проявлялся во всем: в приходе
на работу за 30 минут до начала, выдаче заданий руководителем каждому
сотруднику группы в присутствии остальных членов группы, что вызывало
проявление "синергетического" эффекта, а также ежедневном разборе
результатов среди всех членов группы после окончания работы для выработки
эффективной стратегии на будущее.
Открытие и функционирование в течение 5 лет совместного учебного центра
по подготовке менеджеров и специалистов для российских предприятий способствовало
решению главной задачи - реализации достижений научно-технического прогресса.
Размещение совместного научно-технического бюро в Московском институте
повышения квалификации руководящих работников привело к значительным успехам
в таких областях, как:
рост квалификации российских менеджеров и специалистов;
создание совместно с фирмой YOKOGAWA ELEKTRIC CORPORATION инжиниринговых
фирм;
организация совместных центров обучения;
заключение контрактов на закупку оборудования.
За период функционирования совместного учебного центра в Москве прошли
переподготовку менеджеры и специалисты почти всех предприятий химической
и нефтехимической промышленности бывшего СССР.
Благодаря тому, что в учебные программы, наряду с изучением возможностей
японских систем были включены фундаментальные проблемы по методам управления
производством и достижениям японских и других фирм в их реализации, обучение
в совместном техническом бюро способствовало значительному росту квалификации
российских специалистов и менеджеров.
Появилась возможность привлечь обученных специалистов из проектных организаций
к участию в процессе адаптации японских систем на российских предприятиях.
Идея создания таким образом инжиниринговых фирм имела две цели:
выявление особенностей управления производством на российских предприятиях
и участие в предпроектных исследованиях российских специалистов;
реализация технического и информационного интерфейса при внедрении оборудования
и методов управления фирмы с функционирующими на предприятии системами
или с вновь внедряемой отечественной техникой управления в целях удешевления
проектов.
Учитывая удаленность многих предприятий - закупщиков систем фирмы, а также
необходимость качественно обучить не только непосредственных пользователей,
а также всю менеджерскую окружающую "среду" внедряемых систем
управления на предприятиях, появилась необходимость создания аналогичных
центров обучения в других регионах. Так, например, был создан учебный
центр нефтехимической индустрии в г. Ангарске.
Успешное обучение менеджеров и специалистов и активная деятельность фирмы
в этом направлении способствовали увеличению количества заключенных контрактов
и повышению уровня использования современных методов управления на российских
предприятиях.
|