4. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ, ДЕЙСТВУЮЩИМИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ
4.5. Контроль
Без данной функции управления не могут быть организованы все другие функции:
планирование, организация и мотивация. Контроль - процесс обеспечения
достижения организацией своих целей, который заключается в сопоставлении
фактического состояния фирмы с определенными критериями. Контроль призван
обеспечить правильную оценку реальной ситуации и тем самым создать предпосылки
для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных
подразделений, так и всей фирмы.
Существует три фазы управленческого контроля:
1. Установление стандартов. Производится точное определение целей, которые
должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени, основанное на разработанных
в процессе планирования планах.
2. Измерение того, что было достигнуто за определенный период, с последующим
сравнением достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе фазы выполнены
правильно, то руководство организации выявляет возникающие проблемы и
их источники.
3. Знание источников проблем необходимо для успешного осуществления третьей
фазы, на которой предпринимаются действия (если они необходимы) для коррекции
отклонений от первоначального плана.
В фирмах широко используется две формы контроля - финансовый и административный.
Финансовый контроль является основой общего управленческого контроля и
осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения
финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности.
Формы финансовой отчетности являются стандартными для местных фирм и их
зарубежных филиалов.
Административный контроль осуществляется на уровне низовых звеньев (производственных
отделений, дочерних компаний) и представляет собой контроль за соответствием
хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете,
сравнение объема фактических и планируемых продаж, анализ изменения доли
фирмы на рынке. Система контроля позволяет наиболее полно использовать
преимущества всех подразделений фирмы. Функция контроля - одно из важнейших
средств централизации управления со стороны высшего руководства фирмы
и одновременно служит для достижения оптимального сочетания централизации
и децентрализации в управлении фирмой в целом.
|