Тексты принадлежат
их владельцам и размещены на сайте для ознакомления
|
18. ФИРМА И ОБЩЕСТВО
18.1. Роль фирмы в современном обществе
До средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества
базировался на следующих положениях:
-" Что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества",
-" Дело бизнеса - бизнес",
- Надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна
получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).
Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом НТР возобладало
мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную
несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде,минимальной
заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В то же время потребители
начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров,
невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния,
загрязнения среды и т.д.
Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм
(см.18.3). Например в США, фирмы контролируются по следующим направлениям:
- технические характеристики товара, объем производства, загрязнение среды);
- процессы производства (охрана труда, нормы загрязнений, контроль заработной
платы, обеспечение занятости);
- поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);
- прибыль (утаивание, распределение);
- доступ к ресурсам;
- управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).
В то же время фирма - "генератор богатства" общества (рис.
62):
- генерирует товары и покупательную способность для их приобретения,
- поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход
на капитал,
- создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе,
- обеспечивает собственный рост.
Для реализации всего этого необходимы многочисленные сложные связи и,
очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто
и как их регулирует и контролирует.
Im 187
Рис. 62. Роль фирмы в обществе (фирма - "генератор богатства")
|