13.5. Оценка конкурентного статуса фирмы (КСФ)
Конкурентный статус фирмы определяется факторами успеха в конкуренции
по следующим основным направлениям:
- стратегические капиталовложения (в производственные мощности, в стратегию,
в потенциал),
- эффективность стратегии фирмы,
- эффективность ее текущего потенциала (по основным сферам ее деятельности).
Ключевые факторы успеха - это те моменты в деятельности фирмы, на которые
она должна обращать основное внимание. Идентификация таких факторов -
один из главных приоритетов стратегии фирмы. Менеджер должен знать, что
наиболее важно для конкурентного успеха и что менее важно. Таким образом,
ключевые факторы успеха-краеугольные камни стратегии бизнеса. Ниже приводится
перечень наиболее важных факторов конкурентного успеха (табл. 13.3).
По каждому фактору делается оценка в баллах (за ноль принимаются среднеотраслевые
значения). Далее КСФ может быть подсчитан следующим образом:
Im. 124
где Аi - оценка i-го фактора в группе; i -весовой коэффициент, характеризующий
относительную важность i-го фактора для отрасли и фирмы; k -число факторов
в группе; j - весовой коэффициент, характеризующий относительную важность
j-й группы для отрасли и фирмы; - число групп факторов; i - текущий номер
фактора внутри группы факторов; j - текущий номер группы факторов.
!!!ТАБЛИЦА!!! 13.3
Факторы конкурентного успеха
ФАКТОРЫ
|
-5 ОЦЕНКА +5
|
1. Связанные с технологией:
|
|
Эксперт в науке по данной отрасли
|
|
Способность к нововведениям в производственных
процессах
|
|
Способность к разработке новой продукции
|
|
Эксперт в данной технологии
|
|
2. Связанные с производством:
|
|
Эффективность производства с малыми
издержками
|
|
Качество продукции
|
|
Высокий уровень использования установленного оборудования
|
|
Размещение производства с учетом минимума издержек
|
|
Доступ к необходимой квалифицированной рабсиле
|
|
Проектирование продукции и техническая подготовка производства с минимальными издержками
|
|
Гибкость производства при переходе к новым моделям и размерам
|
|
3. Связанные
с товародвижением:
|
|
Сильная сеть распределения ( дилеры )
|
|
Наличие значительного дохода в розничной торговле
|
|
Наличие собственной сети розничной торговли
|
|
Низкие издержки товародвижения
|
|
Быстрота доставки
|
|
4. Связанные
с маркетингом:
|
|
Эффективные средства продажи
|
|
Удобная и оперативная служба сервиса
|
|
Точное выполнение заявок потребителей
|
|
Широта выбора товаров
|
|
Искусство торговли
|
|
Притягательный стиль упаковок
|
|
Гарантии потребителям
|
|
5. Связанные
с квалификацией персонала:
|
|
Суперталанты
|
|
"Ноу-хау" в контроле качества
|
|
Эксперты в проектировании
|
|
Эксперты в данной технологии
|
|
Способность обеспечить ясную, доходчивую рекламу
|
|
Способность быстрого перехода сферы НИОКР к коммерческой реализации
|
|
6. Связанные
с организационными возможностями:
|
|
Информационные суперсистемы
|
|
Способность быстрой реакции
|
|
Наличие управленческих "ноу-хау"
|
|
7. Другие
типы факторов
|
|
Благожелательный имидж (репутация у покупателей)
|
|
Осознание себя как лидера
|
|
Удобное расположение
|
|
Приятное занятие для служащих
|
|
Доступ к финансовому капиталу
|
|
Патентная защита
|
|
Общая низкая стоимость (не только в производстве)
|
|