|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
РАЗДЕЛ III. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА /
7. План логистической стратегии. Стратегия и планирование в логистикеПланирование является общей функцией управления, входящей в кольцо управления (рис.7.1). Планирование логистической деятельности – это систематический процесс поиска возможностей действовать, прогнозирования последствий этих действий, разработки логистического проекта, формирования управленческих решений, конкретных мероприятий и сроков их выполнения для достижения поставленных целей в будущем. Логистический план необходим предприятию чтобы свободно ориентироваться в ситуации, когда этот логистический план реализовывается.
Рис. 7.1. Кольцо управления Виды, принципы, методы планирования подробно рассматриваются в литературе по менеджменту и экономике предприятия (организации), поэтому в данном учебном пособии рассмотрим только те вопросы, которые важны для понимания специфики логистического планирования. На рис.7.2 представлена классификация видов планирования по некоторым из возможных признаков. Каждый из видов планирования по срокам и по детализации конкретизирует и создает предпосылки для выполнения планов более высокого уровня. Содержание видов планирования по функциональным областям будет рассмотрено во второй части данного учебного пособия «Основы логистики. Функциональные области логистического управления». Для организации эффективного планирования на предприятии должна существовать система планирования, т.е. упорядоченная структура отдельных видов планирования. Основными требованиями к такой системе являются: · документальное обеспечение. Для согласования плановых расчетов и контроля выполнения логистических планов важно, чтобы их основные части были документированы. · стандартизация. Составление документации должно производиться в соответствии с некими стандартами. Рис. 7.2. Классификация видов планирования в логистике · организованность. Необходим организационный режим, который с одной стороны упорядочивал бы деятельность по разработке логистических планов, а с другой стороны, обеспечивал гибкость системы планирования, возможности проявления импровизации и адаптации к изменяющимся условиям; · точность. Необходимо четко и обоснованно определять точность измерения характеристик объектов планирования; · согласованность. Все частные логистические планы системы планирования должны согласовываться как между различными уровнями планирования (интеграция логистических планов), так и в рамках одного уровня (координация логистических планов). Необходимо согласовывать цели, прогнозы, мероприятия, средства, действия ответственных лиц, степень необходимости, срочности, иерархию, последовательность, гибкость и т.д.; · непрерывность, гибкость и цикличность. Непрерывность заключается в том, что когда одни логистические планы уже разработаны и реализуются, начинают разрабатываться или уточнятся другие, некоторые логистические планы разрабатываются параллельно. Гибкость заключается в том, что учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра логистических планов с их учетом. Цикличность заключается в систематическом пересмотре, уточнении, корректировке с учетом изменившихся обстоятельств целей, задач, мероприятий одних и тех же логистических планов по мере приближения к временным периодам их реализации; · полнота, т.е. охват всех сторон деятельности предприятия, в том числе логистической деятельности. Перед началом планирования необходимо четко определить: К наиболее общим методам, применяемым для разработки логистических планов, относятся следующие: переговоры, корректировка предыдущих логистических планов, различные интуитивные методы, графические методы, вычисление с помощью электронных таблиц, имитационное моделирование, экспертные системы, математические модели (математическое программирование, сетевое планирование и др.). Результаты выполнения логистических планов должны контролироваться. Логистический
контроль – это упорядоченный и в идеале непрерывный процесс обработки
логистических данных для выявления расхождений между плановыми
и фактическими значениями логистических показателей,
а также анализ этих расхождений с целью выявления их причин. 7.1.Стратегическое логистическое планирование7.1.1. Взаимосвязь логистической и корпоративной логистической стратегий Все решения в зависимости от степени их значимости для организации делятся
на три типа: Существует несколько типов стратегических решений (рис.7.3). Рис. 7.3. Типы стратегических решений Миссия – заявление, в котором указываются общие цели организации в целом. Корпоративная стратегия показывает как корпорация, осуществляющая диверсифицированную деятельность, планирует реализовать свою миссию. Бизнес-стратегия свидетельствует, как каждый вид бизнеса в рамках диверсифицированной деятельности будет вносить свой вклад в корпоративную стратегию. Функциональные стратегии описывают стратегическую направленность каждой функции (в частности, логистической), реализуемой в организации. Таким образом, стратегии более высокого уровня задают цели и общую направленность организации, а функциональные стратегии показывают, как их можно реализовать. Все долгосрочные решения, связанные с логистикой, определяют логистическую стратегию. Логистическая стратегия организации состоит из всех стратегических решений, приемов, логистических планов и культуры, связанных с управлением цепью поставок и позволяет реализовать уже сформированную логистическую стратегию предприятия в целом. Существуют ситуации, когда уровень развития логистики на конкретном предприятии оказывает значительное влияние на формирование общей логистической стратегии предприятия. Пример Американская компания глобальных экспресс-перевозок UPS (United Parcel Service Inc.), будучи уверенной в том, что обладает эффективной логистикой, разработала бизнес-стратегию, цель которой – предоставление клиентам услуг высочайшего уровня по доставке товаров, информации и капиталов. Таким образом, логистика с одной стороны внесла вклад в формирование бизнес-стратегии, а с другой стороны позволяет ее реализовать путем очень быстрой доставки груза практически в любую точку земного шара. Например, наличие целого таможенного отдела, "работающего" только с грузами UPS, а также уникальная технология "условного выпуска" экспресс-товаров, когда таможенное оформление груза начинается задолго до его фактического прибытия на территорию России – ноу-хау компании, которое позволило разрешить одну из самых сложных проблем. Груз оформляется по временной таможенной декларации и на следующий день доставляется получателю. А уже потом в течение следующих нескольких дней пройдет полное таможенное оформление, гарантом которого выступает компания UPS. Кроме того, клиенты компании имеют удобную возможность наблюдать маршруты своих отправлений и подтверждение о доставке через Интернет. Каждая посылка маркирована специальным штриховым кодом и сканируется на всем пути следования, поэтому проследить ее путешествие на web-сайте компании очень просто. Сегодня этой услугой во всем мире, в том числе и в России, ежедневно пользуется около 4 миллионов человек. В идеале организации должны все делать как можно лучше с учетом низких
затрат, хорошего обслуживания потребителей, быстрой доставки, гибкости,
использования высоких технологий и т.д. На практике это, конечно, нереально.
Поэтому приходится уравновешивать уровень предоставляемых услуг с затратами.
Для этого необходимо выбрать конкретную направленность для своей логистической стратегии, что является ключевым решением.
Например, одни организации делают ставку на предоставление дешевых услуг,
другие – на высокую скорость доставки, третьи – на предоставление
индивидуальных услуг и т. д. К основным направлениям логистических
стратегий относятся следующие: 7.1.2. Типы логистических стратегий К наиболее общим логистическим стратегиям относят «тощую» логистическую стратегию, динамичную логистическую стратегию и логистическую стратегию, основанную на стратегических союзах. Рассмотрим их подробнее. «Тощая» логистическая стратегия «Тощая» стратегия базируется на принципе управления затратами, т. е. производстве тех же или сопоставимых продуктов, что и у конкурентов, но более дешево. Цель «тощей» логистики – выполнять каждую операцию, используя меньше каждого вида ресурсов: людей, пространства, запасов, оборудования, времени и т.д. Для этого «тощая» логистическая стратегия старается отыскать способы устранения непроизводительных расходов ресурсов. Первые попытки осуществления «тощих» операций были произведены в производственной сфере по инициативе Toyota. Использованные для этого методы привели к таким высоким результатам, что их начали использовать и в других областях деятельности предприятия и в конечном итоге возникла идея «тощего» предприятия. Известный специалист в области менеджмента Роберт Таунсенд утверждает, что «во всех организациях по крайней мере 50% ресурсов (людей, усилий, места, времени) тратится впустую». Компания Toyota выявила следующие участки в ЛЦ, где, скорее всего, могут впустую теряться ресурсы. · Качество поставляемых ресурсов (сырья, материалов,
комплектующих, деталей и т.д.) и ГП может быть слишком низким, чтобы удовлетворить
запросы потребителей. Типичным подходом к реализации «тощей» логистической стратегии является: подробный анализ текущих операций и последующий отказ от операций, не добавляющих ценности; устранение остановок, упрощение перемещений; использование более совершенной технологии для повышения эффективности; размещение мощностей ближе к потребителям с целью сократить транспортные расходы; поиск возможностей получить экономию на масштабах; устранение из цепи поставок ненужных звеньев. Следует учитывать, что «тощие» операции могут не работать в слишком динамичных или неопределенных условиях. В этих случаях можно воспользоваться более гибкой логистической стратегией, основанной на динамичности. Динамичная логистическая стратегия Цель динамичной стратегии – обеспечить высокое
качество обслуживания потребителей, оперативно реагируя на появление новых
или изменение прежних условий. Выделяют два аспекта динамичности: Организации, использующие динамичную логистическую стратегию,
сфокусированы на потребителях, т.е.: Организации, имеющие удовлетворенных потребителей, получают важные преимущества – повторные сделки и положительные рекомендации о себе другим людям и организациям. На первый взгляд цели и характеристики «тощих» и динамичных операций кажутся противоречивыми (табл.7.1). Таблица 7.1 Сравнительная характеристика «тощей» и динамичной логистик
Но на практике никакого строгого разграничения между ними нет и организациям не обязательно выбирать только одну из логистических стратегий в ущерб другой. Например, если поставщик улучшает связь со своими заказчиками через электронный обмен данных или продает материалы через веб-сайт, то этим он одновременно сокращает издержки и улучшает качество обслуживания. По существу обе стратегии считают удовлетворение потребителей и низкие затраты доминирующими направлениями, но по-разному описывают процесс достижения цели. Стратегические союзы Цель стратегии формирования союзов с поставщиками и заказчиками – добиться увеличения эффективности цепи поставок, когда все ее члены работают совместно и сообща получают выгоды от долгосрочной кооперации. Обычно причинами использования этой стратегии являются стремление к более совершенному обслуживанию потребителей, более высокой гибкости, к снижению затрат, стремление избежать инвестиций в сооружения, отсутствие опыта у организаций. Наиболее часто партнерства создаются между транспортными компаниями, к другим областям сотрудничества относятся складирование, услуги в сфере импорта/экспорта, обработка информации. К другим наиболее часто встречающимся стратегиям, в которых ставка делается на более конкретные аспекты своей деятельности, относятся следующие. · Логистическая Стратегия дифференциации заключается в стремлении предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителей. · Логистическая Стратегия на основе временных параметров. В общем случае эти стратегии стремятся обеспечить более быструю доставку продукции. Примером такой стратегии является стратегия «сжатия времени», которая похожа на «тощую» стратегию, но концентрируется на устранении ненужных затрат времени в цепи поставок, т.е. таких, в течение которых ценность к продукции не добавляется. · Логистические Стратегии на основе защиты окружающей среды. Например, в таких стратегиях ставка может делаться на производство продукции с использованием натуральных ингредиентов, на производство многократно используемой тары, упаковки, на производство продукции, не требующей специальной утилизации, на многократную переработку используемых материалов, на использование отходов и т.д. · Логистические Стратегии повышенной производительности. Ставка делается на максимально возможное использование имеющихся ресурсов. Если «тощая» стратегия ищет способы избавиться от ненужных мощностей (помещений, транспорта и др.) и ресурсов, то данная стратегия скорее согласится оставить существующие мощности, но будет искать способы эффективного использования этих излишков (сдача в аренду, оказание новых услуг другим организациям и т.д.). · Логистические Стратегии с добавленной стоимостью имеют цель добавить как можно больше ценности к конечному продукту. Например, в ходе распределения стиральных машин компания может организовать доставку, установку, подключение машины, обучение ее использованию, организовать вывоз старых машин, предложить заключить контракт на обслуживание и т.д. · Логистические Стратегии диверсификации или специализации. Эти стратегии ориентированы соответственно на максимально широкий либо узкий диапазон услуг, ассортимент продукции, видов деятельности. Например, существуют транспортные компании, предлагающие перевозку любых грузов: от письма до контейнеров. Другие транспортные компании занимаются доставкой только нефти танкерами или только небольших упаковок груза. · Логистическая Стратегия фокусирования характеризуется концентрацией на удовлетворении потребностей одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель стратегии –удовлетворять потребности потребителей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. · Логистические Стратегии роста основаны на стремлении получить экономию на масштабах, путем расширения обслуживаемых географических зон, освоения большего количества видов деятельности, увеличения доли рынка и т.д. 7.1.3. Разработка логистической стратегии Стратегия описывает принципиальный образ действий, выбранный для того, чтобы достичь установленных целей. При проектировании логистической стратегии исходной точкой становится всесторонний анализ · Логистические стратегии более высокого уровня (см. рис.7.3), позволяющие понять, каким образом логистика может внести свой вклад в ее реализацию. Кроме того, необходимо учитывать · среду, в которой ведется бизнес, включающую факторы, влияющие на логистику, но которыми логистика управлять не может; · особую компетенцию организации, определяемую факторами, которыми организация может управлять и которые она использует, чтобы отличиться от других (рис.7.4). Среда, в которой ведется бизнес, и особые компетенции показывают, какое положение организация занимает в настоящее время, а стратегия более высокого уровня – какое она хочет занимать в будущем. Тогда логистическая стратегия показывает, как организация будет переходить от нынешнего положения к будущему. Рис. 7.4. Факторы, учитываемые при разработке логистической стратегии Для получения информации о среде ведения бизнеса и об особых компетенциях применяют так называемый логистический аудит. Его цель состоит в сборе значимой информации о существующих приемах, показателях и условиях проведения логистической деятельности. В соответствии с двумя указанными направлениями поиска информации логистический аудит делится на внешний, который занимается средой действия логистики, и внутренний, анализирующий способ выполнения операций внутри организации и выявляющий участки, требующие усовершенствования. Этот подход аналогичен анализу SWOT, в ходе которого изучаются · сильные и слабые стороны организации, т.е.
ее внутренние операции и особые компетенции; Ключевым фактором среды, в которой ведется бизнес, является тип спроса, который обуславливает выбор «тощей» или «динамичной» логистической стратегий. Так, «тощая» логистическая стратегия работает лучше всего в условиях, когда спрос стабилен или, по крайней мере, предсказуем. Динамичная логистическая стратегия лучше работает в ситуациях широкого ассортимента продукции, когда сложно точно спрогнозировать спрос, когда он резко меняется, когда операции выполняются на заказ, например, массовое выполнение заказов на модную продукцию и т.п. Еще одним фактором проектирования логистической стратегии является системность подготовки стратегических решений, т. е. не только на уровне высшего руководства, но с привлечением специалистов, которые будут непосредственно заниматься реализацией логистической стратегии. В течение всего процесса разработки логистической стратегии должны рассматриваться практические последствия и практическая возможность реализации любого из принимаемых решений. Существуют различные рекомендации по шагам разработки логистической
стратегии, например: Единого, универсального метода разработки логистической
стратегии не существует. Логистическая стратегия
состоит из ряда целей, процедур, структур, элементов, систем и т. д.,
которые представляются в виде стратегического логистического
плана, содержащего следующие разделы: 7.1.4. Реализация логистической стратегии Любые логистические стратегии становятся эффективными только тогда, когда они реализованы. Для успешной реализации логистической стратегии надо при ее разработке учитывать, что существуют два типа стратегических решений: первый задает правила и цели, которые надо выполнить, а второй показывает, как надо добиваться выполнения этих правил на практике. Например, стратегическое решение компании о расширении объемов сбыта – это правило, а внедрение дополнительного канала продаж продукции через Интернет – это конкретное средство выполнения правила. Таким образом, общие цели логистической стратегии должны быть подкреплены решениями, связанными с реализацией, которые затем преобразуются в более подробные тактические и операционные решения, в конкретные действия, принимаемые и реализуемые на низших уровнях (рис. 7.5). Так стратегическое решение второго типа о внедрении дополнительного канала
продаж продукции через Интернет приводит к принятию среднесрочных тактических
решений по найму и подготовке персонала, по созданию и функционированию
электронной страницы, по организации доставки продукции потребителям,
по организации электронных платежей; по использованию дополнительных складов
и т. д. Эти тактические решения в свою очередь определяют решения
операционного уровня, связанные с покупкой соответствующего оборудования,
контролем запасов, экспедированием, маршрутами транспорта и т. д. Материал взят с Библиотеки Ихтика. таргет-поисковая обработка(курсивом) Библиотека Воеводина, логистика книги.
| |||||||||||||||||||||||||||
<< Назад | << Содержание >> | Вперед >> |