5.4. Прогностика в логистике предприятия - Основы логистики. Общие вопросы логистического управления / Алесинская Т.В. - Библиотека Воеводина
Библиотека Воеводина ... Главная страница    
"Основы логистики. Общие вопросы логистического управления"/ Алесинская Т.В._ Содержание



 



Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЛОГИСТИКИ / 5. Методология принятия логистических решений

5.4. Прогностика в логистике предприятия

Прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. Прогноз – научно обоснованное суждение о возможных состояниях (в количественной оценке) объекта прогнозирования (ОП) в будущем и/или альтернативных путях и сроках их осуществления. Классификация основных видов прогнозов и методов прогнозирования по различным признакам приведена соответственно в табл.5.3 и 5.4.

Таблица 5.3

Классификация прогнозов для логистики предприятия

Признак классификации

Вид прогноза логистики предприятия

Описание

Процедура прогнозирования для системы логистики предприятия

Количественные прогнозы логистики предприятия

Результат экстраполяции (интерполяции) выявленных тенденций или моделей

Качественные

Получаются путем опроса специалистов в конкретной области (экспертов)

Представление численных результатов в разрезе логистики предприятия

Интервальный

Прогноз – интервал, внутри которого будет находиться прогнозируемое значение показателя

Распределение вероятностей

Прогноз  – вероятности попадания фактического значения показателя в одну из нескольких групп с установленными интервалами

Точечный

Прогноз – единственное значение

Предмет прогнозирования

Поисковые прогнозы логистики предприятия

Прогноз – возможные тенденции и перспективы развития конкретного процесса в будущем или наиболее вероятное будущее состояние объекта

Нормативные

Прогноз – пути, мероприятия и сроки достижения возможных состояний объекта, принимаемых в качестве цели

Период упреждения

Оперативные прогнозы логистики предприятия

До 1 года

Среднесрочные

До 5 лет

Долгосрочные прогнозы логистики предприятия

Более 5 лет

Этапы планирования деятельности организации

Целевой

Характеризует желательное состояние явления в будущем (« что именно желательно и почему?»)

Плановый прогноз логистики предприятия

Поисковые и нормативные прогнозы для отбора наиболее целесообразных плановых нормативов, заданий (« как, в каком направлении ориентировать планирование для достижения поставленных целей ?»)

Проектный

Прогноз конкретных образов в будущем при отсутствии ряда условий (« как конкретно это возможно, как это может выглядеть ?»)

Программный

Прогноз возможных путей, мер и условий достижения желаемого состояния (« что конкретно необходимо, чтобы достичь желаемого ?»)

Организационный прогноз логистики предприятия

Прогноз текущих решений в сфере управления организацией для достижения цели (« в каком направлении ориентировать решения, чтобы достичь цели ?»)

Таблица 5.4

Классификация методов прогнозирования логистики предприятия

Признак классификации прогнозирования логистики предприятия

Вид метода прогнозирования логистики предприятия

Описание прогнозирования логистики предприятия

По характеру исходных данных

Фактографический метод прогнозирования логистики предприятия

Основан на использовании источников фактической информации

Статистический

Основан на анализе динамических рядов параметров ОП

Патентный

Основан на оценке изобретений и исследований динамики их патентования

Экспертный метод прогнозирования логистики предприятия

Основан на использовании экспертной информации

По используемому подходу к прогнозированию

Экспертных оценок

Основан на субъективной оценке экспертов текущего момента и перспектив развития, учитывает знания, опыт, интуицию экспертов

Анализ и прогнозирование рядов данных

Связан с исследованием рядов значений показателей, выявлением зависимости показателей, тенденций и использованием их для прогноза (если независимый показатель – время, то ряд называется временным)

Причинно-следственные методы прогнозирования логистики предприятия

Основаны на поиске факторов, определяющие поведение ОП, построения и использования для прогнозов соответствующей модели его поведения

По способу обработки и анализа исходных данных и формированию прогноза

Сглаживание, как метод прогнозирования логистики предприятия

Преобразование исходных динамических рядов данных в ряды со сглаженными (уменьшенными) отклонениями от предполагаемого тренда

Экстраполяция 

Определение будущих значений величин на основе имеющихся данных о тенденциях их изменений в прошлые периоды

Интерполяция 

Определение промежуточного значения параметра Y на основе данных о его зависимости от X, полученных на некотором интервале значений параметра X

Аналогия 

Основан на установлении и использовании для прогнозирования аналогии ОП с другими объектами по некоторым общим чертам

Моделирование, как метод прогнозирования логистики предприятия

На основе математических и имитационных моделей прогнозируются возможные состояния ОП при различных значениях исходных данных

Прогнозный сценарий

Основан на установлении логической последовательности состояния ОП во времени при различных условиях для определения целей развития этой объекта

Морфологический анализ

Строится матрица параметров ОП и их возможных значений с последующим перебором и оценкой вариантов сочетаний этих значений

Этапы процедуры прогнозирования:
1.   Определение объектов прогноза.
2.   Отбор параметров, которые прогнозируются.
3.   Определение временных горизонтов прогноза.
4.   Отбор моделей прогнозирования.
5.   Обоснование модели прогнозирования и сбор необходимых для прогноза данных.
6.   Составление прогноза.
7.   Отслеживание результатов.

Основные тенденции развития современных ЛС в структуре логистики предприятия

В настоящее время выделяют три основные тенденции развития типичных ЛС в структуре логистики предприятия, определяющие сложность и значимость точного прогнозирования для эффективного управления.

Первая тенденция – постоянное сокращение жизненного цикла ЛС в структуре логистики предприятия (когда на смену одним ЛС приходят качественно новые). Еще 30—40 лет назад этот цикл был сопоставим с длительностью среднего трудового стажа работника, а теперь составляет обычно (на Западе) несколько лет.

Вторая тенденция определяется возрастанием количества возможных альтернатив решения изучаемой проблемы.

Третья тенденция определяется ростом затрат на создание и эксплуатацию подавляющего большинства ЛС. И этот факт предопределяет проблему прогнозирования затрат для логистики предприятия, цен, тарифов, т.е. рост капитальных вложений в перспективе требует оценки эффективности для системы логистики предприятия в соответствующем периоде.


Материал взят с Библиотеки Ихтика. таргет-поисковая обработка(курсивом) Библиотека Воеводина, логистика книги.
<< Назад << Содержание >> Вперед >>