|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЛОГИСТИКИ / 5. Методология принятия логистических решений
5.3. Исследование операций системы логистикиЭффективность производственно-коммерческой деятельности системы логистики в значительной степени определяется качеством решений, повседневно принимаемым менеджерами разного уровня системы логистики. В связи с этим большое значение приобретают задачи совершенствования процессов принятия логистических решений, решить которые позволяет исследование операций системы логистики. Термин «исследование операций» впервые начал использоваться в 1939-1940 гг. в военной области системы логистики. К этому времени военная техника и ее управление принципиально усложнилось вследствие научно-технической революции. И поэтому к началу Второй мировой войны возникла острая необходимость проведения научных исследований в области эффективного использования новой военной техники, количественной оценки и оптимизации принимаемых командованием решений gj системы логистики. В послевоенный период успехи новой научной дисциплины были востребованы в мирных областях: в промышленности, предпринимательской и коммерческой деятельности, в государственных учреждениях, в учебных заведениях. Исследование операций системы логистики – это методология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности а не только систем логистики. Методы и модели исследования операций системы логистики позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации и самой системы логистики. Основной постулат исследования операций системы логистики состоит в следующем: оптимальным решением (управлением) является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции системы логистики и соблюдаются заданные ограничения. Предметом исследования операций системы логистики в логистике являются задачи принятия оптимальных решений в системе логистики с управлением на основе оценки эффективности ее функционирования. Характерными понятиями исследования операций систем логистики являются: модель, изменяемые переменные, ограничения, целевая функция. 5.3.1. Классификация видов моделирования систем логистики Моделирование – процесс исследования реальной системы логистики, включающий построение модели, изучение ее свойств и перенос полученных сведений на моделируемую систему. Модель – это некоторый материальный или абстрактный объект, находящийся в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом системы логистики, несущий о нем определенную информацию и способный его замещать на определенных этапах познания. Классификация видов моделирования системы логистики приведена в табл.5.2. Таблица 5.2 Классификация видов моделирования систем
5.3.2. Этапы построения математических моделей Сущность построения математической модели состоит в том, что реальная система упрощается, схематизируется и описывается с помощью того или иного математического аппарата. Выделяют следующие основные этапы построения моделей. 1. Содержательное описание моделируемого объекта. Словесно описывается объект моделирования, цели его функционирования, среда, в которой он функционирует, выявляются отдельные элементы, возможные состояния, характеристики объекта и его элементов, определяются взаимосвязи между элементами, состояниями, характеристиками. Такое предварительное, приближенное представление объекта исследования называется концептуальной моделью. Этот этап является основой для последующего формального описания объекта. 2. Формализация операций. На основе содержательного описания определяется и анализируется исходное множество характеристик объекта, выделяются наиболее существенные из них. Затем выделяют управляемые и неуправляемые параметры, вводят символьные обозначения. Определяется система ограничений, строится целевая функция модели. Таким образом, происходит замена содержательного описания формальным (символьным, упорядоченным). 3. Проверка адекватности модели. Исходный вариант модели необходимо
проверить по следующим аспектам: Главным путем проверки адекватности модели исследуемому объекту выступает практика. После предварительной проверки приступают к реализации модели и проведению исследований. Полученные результаты моделирования подвергаются анализу на соответствие известным свойствам исследуемого объекта. По результатам проверки модели на адекватность принимается решение о возможности ее практического использования или о проведении корректировки. 4. Корректировка модели. На этом этапе уточняются имеющиеся сведения об объекте и все параметры построенной модели. Вносятся изменения в модель, и вновь выполняется оценка адекватности. 5. Оптимизация модели. Сущность оптимизации (улучшения) моделей состоит в их упрощении при заданном уровне адекватности. В основе оптимизации лежит возможность преобразования моделей из одной формы в другую. Основными показателями, по которым возможна оптимизация модели, являются время и затраты средств для проведения исследований и принятия решений с помощью модели. 5.3.3. Обзор типовых задач исследования операций Задачи распределения ресурсов Распределительные задачи возникают в случае, когда имеющихся в
наличии ресурсов не хватает для выполнения каждой из намеченных работ
эффективным образом и необходимо наилучшим образом распределить ресурсы
по работам в соответствии с выбранным критерием оптимальности. Методы
решения задач распределения ресурсов позволяют: Примером распределительной задачи является разработка плана снабжения. Имеется ряд предприятий, потребляющих известные виды сырья, и есть ряд сырьевых баз, которые могут поставлять это сырье. Базы связаны с предприятиями какими-то путями снабжения со своими тарифами. Требуется разработать такой план снабжения предприятий сырьем (с какой базы, в каком количестве и какое сырье доставлять), чтобы потребности в сырье были удовлетворены с минимальными расходами. Задачи ремонта и замены оборудованияЛюбое оборудование со временем изнашивается и стареет, и поэтому требует своевременного предупредительного или восстановительного ремонта либо полной замены на новое оборудование. Задачи ремонта и замены оборудования позволяют определить: Задачи управления запасами системы логистики Задачи управления запасами системы логистики возникают, когда экономический объект не может работать без производственных или товарных запасов, поскольку их отсутствие приводит к простоям, штрафам, потери клиентов, катастрофам и т.д. Задачи управления запасами системы логистики позволяют ответить
на следующие вопросы: Задачи сетевого планирования сложных проектов систем логистики Примеры сложных комплексных проектов: строительство и реконструкция каких-либо крупных объектов; выполнение научно-исследовательских и конструкторских работ; подготовка производства к выпуску продукции; проведение маркетинговых и иных исследований систем логистики. Использование сетевых моделей систем логистики позволяет: Задачи выбора маршрута Типичной задачей выбора маршрута является нахождение некоторого маршрута проезда из одного города в другой, при наличии множества путей через различные промежуточные пункты. Задача состоит в определении наиболее экономичного маршрута по критерию времени, расстояния или стоимости проезда. На существующие маршруты могут быть наложены ограничения, например, запрет на возврат к уже пройденному пути, требование обхода всех пунктов, причем в каждом из них можно побывать только один раз (задача коммивояжера). Задачи массового обслуживания Задачи массового обслуживания посвящены изучению систем обслуживания очередей требований. Причина очередей в том, что поток требований клиентов случаен и неуправляем. Типичные примеры таких ситуаций – очереди пассажиров к билетным кассам, очереди абонентов, ожидающих вызова на междугородной АТС, очереди самолетов, ожидающих взлета или посадки. Задачи массового обслуживания позволяют определить, какое количество приборов обслуживания необходимо, чтобы минимизировать суммарные ожидаемые потери от несвоевременного обслуживания и простоев обслуживающего оборудования. Задачи упорядочения Стандартная постановка задачи упорядочения (календарного планирования): имеется множество деталей с определенными технологическими маршрутами, а также несколько станков, на которых детали обрабатываются. Тогда упорядочение заключается в определении такой очередности обработки каждой детали на каждом станке, при которой минимизируется суммарная продолжительность всех работ, или общее запаздывание обработки деталей, или потери от запаздывания и т.п. 5.3.4. Математический инструментарий исследования операций Рассмотрим некоторые математические дисциплины, наиболее часто используемые при решении задач исследования операций. Математическое программирование ("планирование") – это раздел математики, занимающийся разработкой методов отыскания экстремальных значений функции, на аргументы которой наложены ограничения. Методы математического программирования широко используются для решения распределительных задач. Линейное программирование (ЛП) – является наиболее простым и лучше всего изученным разделом математического программирования. В нем рассматриваются задачи, у которых показатель оптимальности представляет собой линейную функцию от переменных задачи, а ограничительные условия, налагаемые на возможные решения, имеют вид линейных равенств или неравенств. Соответственно нелинейное программирование рассматривает задачи с нелинейными целевыми функциями и ограничениями. Задачи, решаемые с помощью сетевого моделирования (теория графов), могут быть сформулированы и решены методами линейного программирования, но специальные сетевые алгоритмы позволяют решать их более эффективно. Примеры: задачи нахождения кратчайшего пути, критического пути, максимального потока, минимизации стоимости потока в сети с ограниченной пропускной способностью и др. Целевое программирование системы логистики представляет собой методы решения задач линейного программирования с несколькими целевыми функциями, которые могут конфликтовать друг с другом. Целочисленное линейное программирование системы логистики используется для решения задач, у которых все или некоторые переменные должны принимать целочисленные значения. Динамическое программирование системы логистики предполагает разбиение задачи на несколько этапов, каждый из которых представляет собой подзадачу относительно одной переменной и решается отдельно от других подзадач. Аппарат теории вероятностей используется во многих задачах исследования операций, например, для прогнозирования (регрессионный и корреляционный анализ), вероятностного управления запасами, моделирования систем массового обслуживания, имитационного моделирования и других элементов системы логистики. Методы моделирования и прогнозирования временных рядов позволяют выявить тенденции изменения фактических значений параметра Y во времени и прогнозировать будущие значения Y. Теория игр и принятия решений рассматривает процессы выбора наилучшей из нескольких альтернатив системы логистики в ситуациях определенности (данные известны точно), в условиях риска (данные можно описать с помощью вероятностных распределений), в условиях неопределенности (вероятностное распределение либо неизвестно, либо не может быть определено). Методы и модели теории нечетких множеств системы логистики позволяют в математической форме представить и использовать для принятия решений субъективную словесную экспертную информацию по системе логистики: предпочтения, правила, оценки значений количественных и качественных показателей системы логистики. Материал взят с Библиотеки Ихтика. таргет-поисковая обработка(курсивом) Библиотека Воеводина, логистика книги. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
<< Назад | << Содержание >> | Вперед >> |