ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
И ОБЯЗАННОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
Несмотря на то, что
предпринимательские организации не относились к числу тех, кто первым
осознал важность специалистов по паблик рилейшнз в своих структурах, теперь
они активно используют этих профессионалов, органически вплетая их в ткань
бизнеса. Сегодня любая крупная или среднего размера компания, тысячи и
тысячи мелких фирм формально пользуются системой связей с общественностью.
Всеобщее признание института паблик рилейшнз является ответной реакцией
бизнеса на вызов времени, усложнение процессов общественной жизни. Внимание
предпринимательских структур к вопросам связей с общественностью свидетельствует
об осознании очевидной истины, что хорошие отношения с окружающей общественностью,
внешним миром всегда полезны и выгодны.
Мотивация создания и более активного использования отделов ПР в структуре
корпораций имеет ряд оснований.
Во-первых, бизнес сегодня рассматривает паблик рилейшнз не как инструмент
создания паблисити или односторонней коммуникации с общественностью, а
как процесс диалога и достижения компромисса с ключевыми для себя группами
общества, как новый подход к налаживанию плодотворных отношений со стратегически
важными группами общественности.
Естественно, чтобы успешно выполнять такую задачу, руководство ПР-отделов
должно превратиться из бывших "ремесленников" коммуникационных
технологий в современных "менеджеров" стратегической коммуникации.
Во-вторых, распространенным стал прагматический подход к паблик рилейшнз,
использование ПР-инструментария как средства повышения эффективности бизнеса.
Популярность получило мнение, что паблик рилейшнз помогают корпорациям
строить связи, которые:
а) экономят средства, ранее шедшие на разного рода тяжбы и улаживания
конфликтов с государственными органами, судебные разбирательства и противостояния,
преодоление бойкотов и других форм давления;
б) позволяют избегать потерь в прибылях вследствие натянутых отношений
с общественностью, часто выливавшихся в организованные массовые действия
против компаний;
в) помогают "делать деньги" с помощью налаживания связей с донорами,
клиентами и законодателями.
В-третьих, руководство корпораций теперь ожидает от ПР-специалистов помощи
в разработке стратегии связей с различными группами общественности, причем
стратегии, базирующейся на научных исследованиях и двусторонней коммуникации
с ключевой общественностью. Руководство как предпринимательских, так и
непредпринимательских организаций сегодня желает знать, что интересует
общественность, каковы потребности, ориентации и установки различных групп
населения, что происходит в других организациях.
Аргументировано ответить на такие вопросы может только профессионально
обеспеченная и организационно структурированная система паблик рилейшнз.
Размер организации и объем ПР-функций
Роль паблик рилейшнз в каждом конкретном случае зависит от типа организации,
понимания значения ПР ее высшим руководством, способностей и личных качеств
руководителя ПР-отдела, что и обусловливает степень привлечения ПР-специалистов
к процессу принятия ключевых решений организации.
Опыт показывает, что крупные корпорации чаще включают ПР-специалистов
в состав "руководящей команды", чем небольшие фирмы. Это объясняется
рядом обстоятельств.
Крупные корпорации функционируют, как правило, в высоко конкурентной среде.
Следовательно, они часто оказываются в центре внимания прессы, а потому
более чувствительны к общим политическим вопросам, общественному мнению,
поддержанию своей репутации.
Поэтому существует постоянная необходимость регулярного проведения пресс-конференций,
налаживания формальных отношений с прессой, подготовки речей и выступлений
для руководства, отслеживания ситуации и консультирования по вопросам,
потенциально способным повлиять на функционирование корпорации.
В отличие от крупных небольшие по размерам компании или фирмы действуют
на незначительной территории. Номенклатура их товаров или услуг стандартна
и ограничена На них оказывается слабое общественное давление и пресса
не проявляет к ним особого интереса.
Следовательно, у подобных организаций потребность в ПР-акциях незначительна
и сводится главным образом к таким простым операциям, как выпуск пресс-релизов,
пресс-бюллетеней и проведение маломасштабных ПР-акций. Отсюда функции
ПР-подразделения малых организаций преимущественно стандартные и привлекать
ПР-специалиста к выработке стратегических решений нет особой надобности.
Отметим, что именно в небольших организациях чаще всего искажают функции
института паблик рилейшнз, сводя их преимущественно к рутинным акциям
маркетингового характера, торговой рекламе и т.д.
В этом нет ничего удивительного, если учесть, что наука и искусство паблик
рилейшнз не так давно стали активно применяться бизнесом, а концепции
их правильного использования полностью еще не восприняты всеми предпринимательскими
слоями. Кстати, даже реализация таких традиционных функций бизнеса, как
реклама, управление человеческими ресурсами и финансами, все еще существенно
отличается от компании к компании.
Нужно сказать, что к настоящему времени уже достаточно полно отработана
и описана роль ПР в жизни корпораций. Более того, она проверена на практике
многими компаниями, работающими в различных секторах бизнеса.
Чтобы успешно выполнять свои функции, ПР-персонал должен быть готов к
работе по следующим направлениям: давать советы, заниматься консультационной
деятельностью; выполнять работу в области коммуникации; проводить исследования
и анализ ПР-проблем; разрабатывать и осуществлять ПР-программы (ПР-кампании);
интегрировать все коммуникационные функции.
Рассмотрим вкратце названные направления.
1. Советы, консультации по вопросам, связанным с паблик рилейшнз, даются
как высшему руководству компании, так и руководителям отдельных ее подразделений
или секторов. Поскольку паблик рилейшнз - функция специального персонала,
то по отношению к нему особая политика по вопросам консультирования обычно
не разрабатывается и оперативные решения в этой связи не принимаются.
Однако данный персонал де-факто несет прямую ответственность за выявление
и определение проблем, выработку рекомендаций для руководства корпорации
относительно принятия решений и формирования политики, связанной с обеспечением
надежных связей с общественностью.
Идеально, когда руководитель службы паблик рилейшнз дает такие рекомендации
как член руководящего совета корпорации во время его заседаний либо во
время личных бесед с линейными руководителями отдельных подразделений.
Но даже при отсутствии таких служебных возможностей руководитель ПР-подразделения
обязан давать рекомендации в устной или письменной форме по каналам, существующим
внутри организации.
Эти рекомендации могут касаться широкого круга вопросов, начиная с того,
как лучше сделать объявление о готовящейся акции корпорации, и заканчивая
тем, как радикально изменить направление политики корпорации и приблизить
ее к интересам общественности; начиная с анализа и интерпретации предстоящих
решений государственных органов и их возможного влияния на компанию и
заканчивая разработкой информационных программ, направленных на реализацию
целей компании или преодоление возникших трудностей. От успеха выполнения
ПР-персоналом этих функций зависит общий успех всей ПР-программы компании.
2. Коммуникационная работа - функция, которая чаще всего связана с паблик
рилейшнз. Она охватывает информирование внешних групп общественности о
кампании и ее деятельности с помощью различных средств коммуникации.
Такое информирование не означает, естественно, подготовку рутинных пресс-релизов.
Коммуникационная работа включает в себя общий процесс формирования имиджа
корпорации с использованием средств массовой информации, распространение
информации о мотивах действий компании с помощью брошюр, устных выступлений
или рекламы. Сюда входит и обеспечение специальной информации, например,
для таких групп общественности, как инвесторы, защитники окружающей среды,
потребители товаров и услуг и т.д., а также доведение до сведения заинтересованной
публики (акционеров, собственных работников) мнения компании относительно
законов и нормативных актов государственных органов.
3. Исследование и анализ ПР-проблем - менее известный вид деятельности,
который сегодня получает активное распространение и становится чрезвычайно
важным направлением развития ПР. В отличие от коммуникационной работы,
где информация о корпорации распространяется преимущественно среди внешней
общественности, исследование и анализ ПР-проблем (изучение общественного
мнения, анализ социально-политической ситуации, намерений государственных
и иных организаций) означает выявление, оценку и обобщение информации
о внешнем мире для нужд самой корпорации. Это своего рода "разведывательная"
деятельность, сбор информации о состоянии окружающей социальной среды,
без чего немыслимо эффективное управление делами компании.
4. ПР-программы ПP-кампании) включают разработку целого ряда мероприятий,
рассчитанных на формирование позитивного восприятия компании различными
слоями и группами общественности, а также распространение мнения компании
относительно происходящих событий.
Несмотря на то, что паблик рилейшнз в целом призваны формировать благожелательное
отношение к компании, в некоторых случаях пиэрменам приходится оставаться
нейтральными или занимать оборонительную позицию, особенно в момент, когда
организация подвергается атаке. С другой стороны, программы действий в
сфере паблик рилейшнз, как правило, весьма разнообразны, конструктивны
и созидательны по своему характеру. Их задачами могут быть:
* поддержание или укрепление уже существующего доброго отношения к компании
со стороны потребителей как средство стимулирования сбыта продукции;
* налаживание сотрудничества с государственными органами с целью предупреждения
жестких действий в адрес компаний;
* развитие сотрудничества с местной общественностью для устранения трений
из-за неудобств, возникающих по вине предприятий компании;
* привлечение для работы в компании новых, более квалифицированных рабочих
и служащих.
В некоторых случаях ПР-программы корпораций преследуют не только чисто
коммерческие цели. Например, компания может оказывать меценатскую помощь
группам общественности, надеясь, что в будущем это принесет ей пользу,
скажем, возрастет спрос на ее продукцию или в случае кризисной ситуации
она получит поддержку со стороны общественности. Иначе говоря, внешне
бескорыстная спонсорская деятельность в конечном счете преследует какие-то
долгосрочные интересы компании.
ПР-программы могут быть нацелены и на создание опосредованного паблисити
товарам на рынке. С помощью разного рода публикаций о деятельности компании,
экспонирования ее успехов, организации специальных событий и акций продвижения
(promotion) формируется благоприятная атмосфера вокруг компании, что часто
приносит больший эффект на рынке, чем прямая коммерческая реклама. Такие
программы носят централизованный характер и подчинены задаче формирования
имиджа компании как социально ответственного института общества
5. Интеграция коммуникационных функций представляет собой объединение
в единое целое всего, что может повлиять на общественное мнение, сбалансировать
интересы компании и общественности.
Функциональные обязанности отдела паблик рилейшнз
Перечень функциональных обязанностей ПР-подразделёний, связанных с выполнением
возложенных на них задач, не всегда одинаков в разных компаниях. Однако
существует определенный набор стандартных функций, без которых не может
обойтись ни один ПР-отдел. Набор этих функций и их приоритетность выглядят
примерно так.
* Определение общей ПР-политики. ПР-отдел разрабатывает и предлагает руководству
ключевую концепцию политики корпорации в сфере связей с общественностью,
высказывает свое мнение при выработке решений по общим вопросам, помогает
корпорации находить и занимать определенную ПР-позицию в той или иной
ситуации. Такого рода рекомендации ПР-отдел дает главным образом высшему
руководству корпорации, но в некоторых случаях и руководству отдельных
подразделений.
* Подготовка заявлений корпорации. Подготовка руководителями корпорации
речей и заявлений связана не только с высказыванием их личных мнений.
При подготовке этих заявлений ПР-специалисты сами часто активно участвуют
как в их разработке, так и в оглашении политики компании.
* Паблисити для корпорации в целом. ПР-отдел разрабатывает и публикует
в средствах информации сведения о деятельности компании, отвечает на вопросы
журналистов, готовит и размещает рекламные материалы о корпорации в целом
(институциональная реклама) и ее отдельных подразделениях.
* Паблисити продукции корпорации. ПР-отдел с помощью проблемных статей,
использования каналов новостей распространяет сведения о достоинствах
новых товаров, планирует и проводит кампании по продвижению их на рынке.
* Связи с государственными органами. ПР-отдел поддерживает постоянные
связи с государственными учреждениями местного и республиканского уровня;
готовит доклады о тенденциях государственной политики, которые могут оказать
влияние на работу компании; вырабатывает в случае необходимости рекомендации
относительно ответной линии поведения компании; оказывает помощь в подготовке
показаний руководства компании следственным органам или депутатским комиссиям;
непосредственно участвует в разработке программ, направленных на продвижение
точки зрения компании в законодательных или исполнительных органах власти.
* Связи с местным населением. ПР-отдел обеспечивает контакты с общественностью
предприятия; проводит или координирует акции корпорации, направленные
на поддержание добрых отношений с местными жителями, включая соблюдение
норм защиты окружающей среды, осуществление политики равных возможностей
найма на работу в компании, участие в программах городского развития,
доведение до сведения общественности проблем и нужд компании и т.д.
* Связи с клиентами. Данная сфера коммуникаций компании с акционерами
и инвесторами в самом широком смысле этого слова призвана содействовать
с помощью информации о компании и достигнутых ею финансовых успехах ее
позитивному восприятию инвесторами. ПР-отдел принимает участие в подготовке
годовых отчетов, планирует и проводит собрания акционеров компании, встречи
с ними по вопросам надежности их акций.
* Институциональная реклама. ПР-специалисты разрабатывают программы, направленные
на завоевание расположения ключевых групп общественности. Для этого готовится
специальная литература, осуществляется реклама компании как социального
института, организовываются специальные события.
* Донорская деятельность корпорации. ПР-сотрудники разрабатывают политику
пожертвований, рассматривают обращения к компании за спонсорской поддержкой.
Они руководят именным фондом компании (если таковой существует), определяют
претендентов на поощрения и награды за счет средств этого фонда.
* Печатные органы для персонала компании. ПР-отдел занимается подготовкой
и изданием специальных журналов для сотрудников, выпускает газеты, пресс-бюллетени,
доводит, до сведения персонала компании письменные приказы и распоряжения
руководства и т.д.
* Прием гостей. Сотрудники ПР-отдела организовывают и проводят экскурсии
по предприятиям компании, готовят торжественные мероприятия и праздники
для персонала и гостей компании.
* Координация и интегрирование всех направлений ПР-работы компании в целом
и ее отдельных подразделений.
* Организация и выполнение учебных и специальных образовательных программ.
Для успешного выполнения своих функций специалисты по вопросам паблик
рилейшнз должны находиться в непосредственном подчинении у высшего руководителя
корпорации или любой другой организации. Потребность такой подчиненности,
обусловленной необходимостью постоянно общаться с первым руководителем,
вырабатывалась постепенно, в ходе длительной истории развития профессии
паблик рилейшнз.
Это легко объяснить, приняв во внимание вышеперечисленные роль и функциональные
обязанности отдела паблик рилейшнз. Большинство названных функций связаны
с кругом вопросов, представляющих исключительную важность прежде всего
для первого руководителя организации. Что же касается других подразделений
или отделов компании, то эти вопросы затрагивают их не так прямо или в
меньшей степени.
Высший руководитель, которому докладывает отдел ПР, может занимать в иерархической
структуре организаций разное положение. Чаще всего это президент компании.
Иногда это может быть председатель совета директоров, совет директоров
в целом или вице-президент компании, в круг обязанностей которого входят
решение вопросов, требующих постоянной работы с людьми.
Наименования и размеры отделов паблик рилейшнз
Названия, под которыми функционируют отделы по связям с общественностью,
а также должности высших руководителей, ответственных за эту сферу деятельности,
чаще всего связаны с понятием "public relations". Однако в последние
годы в ряде компаний наблюдается стремление, с одной стороны, подобрать
более точное понятие, которое охватывало бы весь круг обязанностей, фактически
выполняемых данными отделами, а с другой, избежать тех негативных моментов,
которые в сознании некоторых людей ассоциируются с "паблик рилейшнз".
Выбор альтернативного названия часто зависит от размера компании. При
внимательном просмотре справочника крупных и средних американских корпораций,
имеющих в своих структурах ПР-службы, их названия распределились примерно
поровну на "public relations" и "public affairs" (общественные
дела). Намного реже употребляются понятия "корпоративные коммуникации"
(corporate communications) и "корпоративные отношения" (corporate
relations). Иногда встречаются и другие названия: связи с местной общественностью,
общественная информация, маркетинговая служба, даже внешние дела.
Тенденция к использованию других понятий наблюдается главным образом в
больших корпорациях. Однако, как отмечается в докладе виднейшего американского
специалиста в области теории и практики ПР Филиппа Лесли, представленного
специальному комитету по терминологии Общества паблик рилейшнз Америки,
почти все профессиональные организации мира в своих названиях так или
иначе употребляют термин "паблик рилейшнз". В большинстве специальных
публикаций и книг также используют этот термин. Если говорить в целом,
какие бы другие понятия ни использовались, будь-то "общественные
дела" или "корпоративные коммуникации" (в русском варианте
- "связи с общественностью", "общественные связи"
и т.д.), сущность всегда остается единой - речь идет о паблик рилейшнз.
Размеры отделов ПР, объем выполняемых ими программ, как правило, зависят
от размеров компаний, корпораций или фирм. В ПР-службах маленьких компаний
может работать лишь один специалист. В ПР-отделах гигантских корпораций
работают сотни сотрудников. Например, подразделение паблик рилейшнз компании
IBM насчитывает примерно 500 штатных сотрудников. Работники отдела паблик
рилейшнз могут быть либо сконцентрированы в главном офисе организации,
либо рассредоточены по всем филиалам или дочерним предприятиям корпорации,
расположенным на большой территории. Естественно, что размер, роль и место
ПР-подразделений имеют свои особенности в каждом конкретном случае.
Проведенные ведущим профессиональным журналом Америки "PR Reporten)
исследования свидетельствуют, что в ПР-отделах больших корпораций этой
страны занято в среднем от 5 до 20 штатных сотрудников. В небольших организациях
(включая предпринимательские фирмы, общественные ассоциации, институты
научного и учебного профиля) штат сотрудников ПР-подразделений составляет
от 3 до 10 человек. Кроме того, многие из этих организаций обращаются
за помощью к профессиональным ПР-фирмам или отдельным консультантам.
ПР-отдел корпорации обычно возглавляет вице-президент или директор по
вопросам паблик рилейшнз. В крупных корпорациях работой ПР-подразделений
руководит первый вице-президент или вице-президент корпорации. Такие высокие
должности могут создаваться и в случае значительного увеличения объема
функций ПР-отделов. В небольших фирмах или там, где служба ПР не получила
должного признания или доверия со стороны высшего звена руководителей,
ее работу возглавляет менеджер по вопросам ПР.
В настоящее время резко возрастает количество вице-президентов по вопросам
ПР. Такая должность вводится в связи с тем, что первые руководители компаний
высоко оценивают функцию ПР. В ряде случаев она учреждается для того,
чтобы с ее помощью усилить вес ПР-отделов наряду с другими подразделениями
компании, либо поднять престиж ПР-отдела за пределами компании.
Что касается распределения функций между штатным персоналом ПР-отделов,
здесь многое зависит от потребностей корпорации или индивидуальных способностей
сотрудников. Каких-то общих правил тут не существует. Правда, следует
обратить внимание на то, что самую высокую должность в отделе обычно занимает
сотрудник, отвечающий за связи с прессой и вопросы паблисити. Объясняется
это тем, что объем работы и нагрузки здесь наиболее значительны. Остальными
направлениями работы ПР-отдела руководит лично его начальник. Сюда относятся
вопросы связи с местным населением, акционерами, продвижение организации
в целом (институциональный промоушн), связи с государственными органами,
персоналом компании и т.д.
В больших компаниях, имеющих филиалы или предприятия в разных регионах,
создаются автономные ПР-отделы на местах. В таких случаях штатные ПР-сотрудники
могут находиться в двойном подчинении: быть непосредственно подотчетными
региональному вице-президенту или директору филиала, а в вопросах общей
политики корпорации (пунктирно) - центральному отделу паблик рилейшнз.
В еще более крупных корпорациях, где каждое отделение или филиал имеют
самостоятельный рынок, центральный ПР-отдел назначает специальных ответственных
за работу и оказание помощи каждому из этих отделений корпорации. Такие
лица, как правило, большую часть своего рабочего времени занимаются вопросами
продвижения и паблисити товаров своих отделений. Остальные сотрудники
центрального ПР-отдела выполняют другие штатные ПР-функции и создают паблисити
для товаров тех подразделений, которые недостаточно велики, чтобы выделить
специальных ответственных для обслуживания их на постоянной основе.
В очень крупных и децентрализованных корпорациях в каждом из отделений
создаются автономные ПР-офисы, самостоятельно выполняющие весь набор штатных
функций. Штат таких офисов подотчетен первому руководителю отделения корпорации
(в особенности, если это завод или фабрика), сохраняя при этом определенную
подотчетность центральному ПР-отделу, который координирует реализацию
общей политики корпорации. Автономные ПР-офисы могут обращаться за советами
или помощью (особенно в критических ситуациях) в центральный ПР-отдел.
Оплата труда и распределение рабочего времени
Выделение бюджетных средств на функционирование ПР-подразделений корпорации
определяется в основном тремя факторами: размером компании; объемом функций
паблик рилейшнз; размером расходов на ПР-программы из общего бюджета и
величиной расходов, на которые готовы пойти другие функциональные подразделения
корпорации в случае необходимости проведения масштабных ПР-акций.
С учетом этих факторов весьма сложно привести какие-либо доказательные
аналогии или примеры для сравнения. Можно лишь отметить: чтобы провести
в США сколько-нибудь значимую ПР-кампанию, небольшая или среднего размера
организация должна закладывать в годовой бюджет не менее 200-300 тысяч
долларов на работу по связям с общественностью. В больших американских
фирмах бюджет на ПР составляет от 1 до 10 млн. долларов в год.
Говоря о заработной плате штатных ПР-специалистов, можно привести больше
примеров для сравнения, проливающих свет на бюджетные расходы по ПР, особенно
если учесть тот факт, что фонд заработной платы составляет львиную долю
(80%) бюджета большинства ПР-отделов компаний США.
Размер годовой зарплаты высшего звена руководителей ПР-отделов корпораций
составляет 75 и более тыс. долларов, достигая в отдельных случаях 100-350
тысяч. Это в известной мере свидетельствует о все возрастающем значении
ПР-функций в сфере бизнеса.
Размер оплаты труда специалистов, работающих в консультационных ПР-фирмах,
лишь немногим выше. Что касается других организаций (колледжи, университеты,
профсоюзные ассоциации и т.д.), то уровень зарплаты здесь гораздо ниже.
Определенное представление о средней зарплате работающих в ПР-сфере может
дать следующая таблица, приведенная в американском журнале "PR Reporter"
(1 октября, 1990 г.).
м 4
Существенное значение имеет распределение бюджета рабочего времени ПР-специалистов
разного ранга на выполнение тех или иных функциональных обязанностей.
Наиболее полным и всесторонним в этом отношении можно считать исследование,
проведенное специалистами известной американской корпорации AT&T.
Вот что было обнаружено:
* 30% рабочего времени сотрудники ПР-службы этой компании (после решения
вопросов общей политики и управления) используют на связи со СМИ, 24%
- на связи с рабочими и служащими внутри компании, 21% - на связи с местным
населением, 16% - на работу с массовыми аудиториями и 7% - на рабочие
связи с государственными органами.
* Из общего количества времени, которое ПР-сотрудники используют на коммуникации
по финансовым вопросам, 46% тратится на подготовку квартальных и годовых
отчетов; 31%-на работу с аналитиками и брокерами; 10% - на ежеквартальные
и годовые собрания; 8% - на письменные и телефонные ответы.
* Время на связи со СМИ распределяется следующим образом: 45% - подготовка
ответов на вопросы, 42% - подготовка и издание пресс-релизов и только
4% -на пресс-конференции.
* Среднегодовое количество пресс-релизов составляет 108. Рассылаются они
в среднем по 287 адресам. Средний объем пресс-релиза - 2 страницы.
* В течение месяца со стороны журналистов в среднем поступает 80 вопросов.
Можно привести и другие примеры распределения бюджета рабочего времени
ПР-специалистов. Френк Уайли, бывший президент Общества паблик рилейшнз
Америки, ныне консультант и профессор Калифорнийского университета в Лонг-Бич,
отмечает, что ПР-профессионалы высшего ранга распределяют свое рабочее
время следующим образом: 10% - на технические вопросы, 40% - административные
проблемы и 50% - анализ и суждения. И, наоборот, молодой штатный ПР-работник
50% рабочего времени занимается техническими вопросами, 5% - размышлениями,
а остальную часть времени крутится как белка в колесе.
|