ПР-ОТДЕЛ ОРГАНИЗАЦИИ:
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
Преимущества
Можно привести по меньшей мере четыре аргумента в пользу создания ПР-отдела
внутри организации: принадлежность пиэрменов к одной команде; знание организации;
экономия средств организации при выполнении ПР-программ; доступность в
общении. Рассмотрим каждый из этих аргументов более подробно.
Принадлежность к одной команде - это, вероятно, самый основной аргумент
в пользу создания собственного отдела паблик рилейшнз в противовес практике
использования услуг посторонних пиэрменов-консультантов. Недаром во многих
случаях кабинет руководителя отдела паблик рилейшнз находится рядом с
кабинетом ведущего руководителя организации. Это позволяет каждый рабочий
день начинать с короткого совещания, обмена мнениями и уточнения текущего
состояния дел. Частые рабочие контакты отдела паблик рилейшнз и высшего
руководства организации становятся общим правилом. Опыт показывает., что
во время подобных совещаний в большинстве случаев темой разговора являются
именно вопросы связей организации с общественностью. Личные контакты порождают
атмосферу конфиденциальности, доверия и взаимной поддержки. Близкие отношения
между руководителями ПР-отдела и организаций приводят к тому, что ПР-менеджер
становится членом руководящей команды.
Знание организации означает глубокое понимание всех тонкостей текущего
момента, доступное лишь члену коллектива. Штатные пиэрмены в курсе отношений,
сложившихся между отдельными людьми и отделами внутри организации. Они
разбираются в скрытых пружинах политики организации и роли тех или иных
лиц в ее выработке, могут выйти на ключевых людей, принимающих решения,
и обойти тех, кто по амбициозным соображениям способен ставить палки в
колеса, препятствуя эффективной работе в сфере паблик рилейшнз. Имея представление
о способностях сотрудников организации, они знают, кто лучше сможет преподнести
организацию публике, быть спикером, смело и умело работать с представителями
прессы, держаться перед камерой. Работники отдела паблик рилейшнз могут
своевременно, со знанием дела дать совет и оказать практическую помощь,
поскольку в данной ситуации они являются неотъемлемой составляющей культуры
организации, знакомы с ее историей и традициями.
Экономия средств возможна благодаря тому, что не приходится расходовать
дополнительные ресурсы на консультантов со стороны, а также вследствие
эффективной интеграции действий пиэрменов с жизнедеятельностью организации.
Когда существует постоянная потребность в налаживании связей с общественностью
(а она актуальна для большинства организаций), содержание постоянного
штата пиэрменов менее убыточно, нежели обращение за помощью к внешним
консультантам. Как правило, средства на обустройство и содержание ПР-отдела
для большой организации составляют весьма незначительную часть ее общих
расходов.
Кроме того, стартовая стоимость проведения той или иной ПР-кампании или
реализации ПР-проекта при наличии собственного ПР-персонала всегда меньше,
поскольку этот персонал уже представляет проблему в целом и имеет доступ
к руководству и документации своей организации. Такие составные части
постоянной ПР-работы, как подготовка еженедельных пресс-релизов, ежемесячных
печатных сообщений или изданий, квартальных отчетов и пр., осуществляются
намного эффективнее теми людьми, которые ближе к источникам информации,
к деятельности и персоналу организации, что непременно влияет на снижение
ее общих расходов.
Доступность в общении штатных пиэрменов также имеет много преимуществ.
Когда возникает проблема, специалисты всегда под рукой для личных консультаций.
Как заместителям руководителей организации им можно полностью доверять
при обсуждении деликатных вопросов. К примеру, если кто-то из ответственных
работников извратит факты, первый руководитель может сразу же вызвать
на место события ПР-специалиста, знающего подоплеку вопроса, осознающего
опасность неправильной интерпретации событий в прессе и пользующегося
доверием у средств массовой информации и ключевых фигур общественности.
Доступность означает также своевременное или постоянное присутствие ПР-специалистов
во всех отделах, подразделениях или отдаленных филиалах организации. Штатных
пиэрменов можно моментально пригласить на заседание, чтобы оперативно
получить дополнительную информацию. В некоторых территориально разобщенных
организациях пиэрмены из центрального офиса время от времени наведываются
в филиалы, но в подобных случаях они нередко воспринимаются на местах
как "консультанты со стороны". Поэтому считается, что более
эффективной является организация работы пиэрмена на месте, когда он знает
конкретную ситуацию и может сразу же дать более ценные рекомендации.
Недостатки
Наряду с этим, принадлежность к одной команде вызывает и ряд отрицательных
последствий: лояльность пиэрмена может обернуться его эксплуатацией; доступность
- привести к превращению его в мальчика на побегушках. Но, помимо этого,
существуют и более серьезные опасности.
Во-первых, пиэрмен, являющийся частью организации и ежедневно выполняющий
общие с коллективом задания, зачастую медленно и незаметно для себя утрачивает
способность объективно оценивать ситуацию. Поддерживая других и получая
поддержку с их стороны, он может оказаться в полной зависимости от общественного
мнения. Потеря пиэрменом способности объективно оценивать мнения других
нередко происходит вследствие желания угодить руководителю, давшему ему
работу.
Итак, для штатного ПР-сотрудника существует угроза переступить ту незаметную
грань, которая пролегает между необходимостью разрешить проблему организации
и попыткой "убежать" от нее. Вследствие этого вместо того, чтобы
содействовать разрешению проблемы, штатный пиэрмен может превратиться
в источник ее дальнейшего обострения.
Во-вторых, штатный пиэрмен, включенный в состав команды руководителей
организации, может оказаться в полнейшей зависимости от начальства и превратиться
в его угодника. Ведь одно дело - быть полноправным игроком в команде и
помогать организации, и совсем другое - быть у кого-то на побегушках и
вследствие этого выпадать из процесса разработки важных вопросов стратегии
и тактики организации. В данном случае штатный ПР-специалист ходит по
лезвию бритвы, лавируя между оказанием профессиональных услуг, которые
достаточно высоко ценятся, и выполнением мелких поручений, без которых
вообще можно обойтись. То есть очень важно быть игроком команды, но всегда
оставаться личностью и профессионалом. А это совсем не просто.
В-третьих, стремление всегда быть под рукой (доступность) может закончиться
дискредитацией роли и миссии штатного пиэрмена в жизнедеятельности организации.
Нередко случается так, что руководитель организации, пообещавший лично
участвовать в тех или иных мероприятиях, вместо себя посылает пиэрмена
Возникают и другие обстоятельства. Руководитель организации может давать
штатному пиэрмену такие поручения, выполнение которых не входит в круг
его прямых профессиональных обязанностей. Подобное происходит либо потому,
что пиэрмен всегда оказывается под рукой, либо в тех случаях, когда при
преме пиэрмена на работу круг его служебных обязанностей не был четко
оговорен. В итоге штатный пиэрмен попадает в заколдованный круг: чем мелочнее
выполняемые им поручения, тем меньше времени у него остается на собственно
ПР-деятельность. При этом вскоре у руководителя организации могут зародиться
подозрения относительно профессиональных способностей штатного пиэрмена
и целесообразности его использования в штате вообще.
|