ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ
Выдвинутая практикой
и сформулированная Айви Ли идея прагматической целесообразности информирования
общественности стала фундаментальной доктриной паблик рилейшнз в американском
обществе, в деятельности частных и государственных организаций начиная
со времен первой мировой войны. Конечно, государственные институты этой
страны и раньше широко информировали общественность о своей политике,
ходе внутренних и международных событий. Однако первая мировая война внесла
существенные коррективы в философию паблик рилейшнз. Если до этого времени
она представляла собой в основном оборонительную тактику популяризации
внедряемых мер и действий деловых и государственных организаций, то теперь
практика паблик рилейшнз приняла наступательный характер, продемонстрировав
удивительную способность мобилизации общественного мнения населения страны.
Примером этого может служить деятельность созданного президентом Вудро
Вильсоном Комитета общественной информации во главе с Джорджем Крилем.
Задача комитета состояла именно в том, чтобы мобилизовать общественное
мнение внутри страны на поддержку как участия Америки в войне, так и миротворческих
усилий В.Вильсона, поскольку общественное мнение раскололось надвое сразу
же после объявления войны.
Комитет Криля начал свою работу, не имея под рукой никаких испытанных
на практике методик СМИ. Приходилось постоянно импровизировать. Поскольку
в те времена не было развитых в масштабах страны радио- и телесетей для
быстрого распространения важнейшей информации, комитет сформировал мобильные
группы добровольцев, которые охватили почти 3000 административных графств
(counties) по всей Америке. Получая телеграммы, эти волонтеры, подобно
птицам, разлетались по школам, церквям, клубам и другим местам сосредоточения
людей, чтобы сжато (за 4 минуты) сообщать последние новости, за что их
и называли "четырехминут-чики" (Four Minutemen). В конце войны
таких волонтеров насчитывалось уже около 400 тыс., они одновременно делали
400 тысяч четырехминутных сообщений среди самых разных слоев населения.
Вместе с тем Криль и его помощник Карл Бийор привлекли к работе профессионалов,
создав еще одну разветвленную сеть каналов влияния как на противника,
так и на граждан Америки. Комитет делился на секции новостей, иноязычных
газет и других печатных материалов, кинофильмов, военных выставок, ярмарочных
экспозиций, отношений с промышленниками, рекламы и карикатуры. Все это
умело использовалось для сплочения нации и пропагандистской работы против
врага. Деятельность комитета достигла невиданных доселе масштабов.
Одновременно проводилась широкомасштабная ПР-кампания по организации государственного
"Займа свободы", возглавляемая Г.Эмерсоном, который позже стал
пионером паблик рилейшнз в банковском деле. В ходе кампании по сбору средств
использовались приемы рекламы, паблисити, со временем вошедшие в арсенал
искусства связей с общественностью многочисленных компаний. Огромные ПР-усилия
прилагало и Министерство продовольствия, мобилизовав население на сбор
и консервирование продуктов питания.
Следует отметить высокую эффективность деятельности Комитета Криля и других
государственных организаций, плодотворно работавших в сфере мобилизации
общественности для поддержания военных усилий страны. Достаточно привести
несколько фактов. Если в начале войны Красный Крест США насчитывал в своих
рядах около полумиллиона членов, а фонды составляли 200 тысяч долларов,
то к концу войны в нем уже состояло 20 млн. человек, а поступления возросли
до 400 млн. долларов. Если весной 1917 года облигациями государственного
займа владели всего 350 тыс. граждан Америки, то уже через шесть месяцев
облигации "Займа свободы" имели на руках 10 млн. человек.
Во время первой мировой войны школу паблик рилейшнз прошло немало людей,
со временем ставших профессионалами этого дела Среди них были уже упоминавшийся
Карл Бийор, в начале 30-х годов создавший фирму паблик рилейшнз, ставшую
в дальнейшем одной из самых мощных в США, и Эдуард Бернайз, приступивший
вскоре к разработке теоретико-методологических основ новой дисциплины.
|