ПЕРВЫЕ ПР-ФИРМЫ, ПЕРВЫЕ
ПРОФЕССИОНАЛЫ-ПИЭРМЕНЫ
Первая самостоятельная
американская фирма по оказанию специальных услуг клиентам открылась в
Бостоне в 1900 году под названием "Паблисити-бюро". Организованная
бывшими журналистами и возглавляемая Дж. Михаэлсом, она имела целью "оказывать
пресс-агентские услуги как можно большему числу клиентов за соответствующее
вознаграждение". Общенациональную известность это бюро приобрело
в 1906 году, когда к нему обратились железнодорожные компании с предложением
организовать отпор введению жестких правил на железнодорожном транспорте,
инициированному в Конгрессе США президентом Теодором Рузвельтом. Бюро
выполняло этот заказ тайно, никак не рекламируя связей с железнодорожным
транспортом. Оно эффективно использовало методы сбора фактов, создания
паблисити, установления личных контактов для насыщения общенациональной
прессы, особенно еженедельных изданий, материалами в поддержку железных
дорог. Правда, проведенная в прессе кампания не принесла желаемых результатов,
однако удалось добиться того, что руководство железных дорог решилось
на переоценку своей деятельности в области связей с общественностью и
со временем создало свой собственный отдел паблик рилейшнз.
Вслед за "Паблисити-бюро" возникают другие самостоятельные фирмы
по оказанию услуг промышленным корпорациям, распространяя благоприятные
для них публикации и информационные материалы. В истории паблик рилейшнз
началась полоса переходов от состояния, когда предприниматели "посылали
общественность к черту", к политике "информирования публики".
Самостоятельные фирмы паблик рилейшнз как раз и выполняли эти задачи,
выступая для корпораций и других организаций интерпретаторами их деятельности.
Новым в этом процессе было то, что одна за другой возникали фирмы паблик
рилейшнз в столице США Вашингтоне, где принимались законы и где нужно
было организовывать давление на Капитолийский холм. В фирмы, в частности
в Агентство Уильяма Смита, созданное в 1902 году, теперь стали приглашать
не только журналистов, но и тех, кто раньше работал в Конгрессе или на
Конгресс (законодательная ветка власти в США).
Однако лишь с появлением на горизонте фигуры Айви Ледбеттера Ли паблисити
как форма общения с прессой обрело новое содержание. Выходец из Джорджии,
выпускник Принстонского университета, которого позже назовут "отцом"
паблик рилейшнз, Ли начал свою карьеру репортером в нью-йоркской газете
"Уорлд". Но скромные репортерские заработки устраивали его недолго.
Ли привлекала возможность зарабатывать больше, работая на частные организации,
стремившиеся иметь положительное паблисити. Уйдя спустя пять лет из газеты,
он в 1903 году включается в избирательную кампанию Сэта Лоу, баллотировавшегося
на пост мэра Нью-Йорка. Это позволило ему получить место в пресс-бюро
Национального комитета Демократической партии во время президентской избирательной
кампании США в 1904 году. Ли встречается с бывшим журналистом из Буффало
Джорджем Паркером, тоже работавшим на демократов. В том же 1904 году они
объединяются и создают самостоятельную фирму "Паркер энд Ли".
Несмотря на короткое время существования (до 1908 года), фирма стала своеобразной
вехой в истории развития паблик рилейшнз.
Будучи способным мастером паблисити и имея уже некоторую популярность,
Айви Ли органически не воспринимал ни подход Барнума с его философией
"одурачивания публики", ни подход магната-хищника типа Вандербильта
с его крылатым "Плевал я на публику!". Ли был убежден, что для
положительного восприятия и понимания общественностью предпринимателя
ее необходимо информировать. Он твердо верил, что единственной и наиболее
убедительной реакцией корпорации и любой другой организации на критику
должен быть честный, точный и убедительный рассказ о себе. В то же время
вместо того, чтобы просто угождать публике, компания должна стремиться
завоевать доверие и добрую славу о себе. Иногда такое задание означает,
что нужно думать о перспективе, искать общие с общественностью решения.
В некоторых случаях можно даже пойти на то, чтобы компания признала свою
ошибку.
Правильно поняв, что только постоянные связи с прессой могут принести
крупному бизнесу желаемые результаты, в 1906 году Айви Ли от имени созданной
фирмы сформулировал свои убеждения в обращении к издателям газет, назвав
их "Декларацией принципов". Тут он писал: "Это не секретное
пресс-бюро. Всю нашу работу мы выполняем гласно. Наша задача - предоставлять
новости. Это и не рекламное агентство. Если вы считаете, что какой-либо
ваш материал более подошел бы вашему отделу рекламы, не обращайтесь к
нам. Наше дело - точность. Мы оперативно и с радостью предоставим дополнительную
информацию по любому освещаемому нами вопросу, мы с радостью поможем каждому
редактору лично проверить любой упомянутый факт.
Говоря кратко, наша цель заключается в том, чтобы искренне и откровенно
от имени деловых кругов и общественных организаций давать прессе и общественности
США своевременную и точную информацию по вопросам, представляющим для
общественности ценность и интерес" (цит. по: Seitel Fraser P. The
Practice of Public Relations: 6th ed. - NJ., 1995.-P. 33).
Исходя именно из этих принципов, Айви Ли организовывал связи с прессой
для тех корпораций и организаций, с которыми он сотрудничал: для Пенсильванской
железной дороги, где работал пресс-агентом, и особенно для дома Рокфеллеров,
с которым был тесно связан долгие годы своей жизни и творческой деятельности.
Например, в 1906 году во время забастовки шахтеров Ли позаботился о том,
чтобы облегчить представителям прессы возможность получать всю информацию
о ходе событий. А когда была созвана конференция бастующих шахтеров, куда
прессу не допустили, он сделал все возможное, чтобы предоставлять репортерам
информацию о каждом заседании. Ли одним из первых в огромных масштабах
использовал систему распространения официальных заявлений для прессы.
Работать на Рокфеллеров Айви Ли начал в 1914 году, когда на рудниках Колорадо,
принадлежащих этим магнатам, против бастующих горняков было применено
оружие. Это событие получило в прессе название "побоище в Лудлоу".
Расстрел горняков вызвал негодование у населения, возбудив общественное
мнение, с чем невозможно было не считаться. Дом Рокфеллеров принял решение
вложить большую сумму денег в "разъяснительную кампанию". Организация
этой кампании по рекомендации Рокфеллера-младшего была поручена именно
Айви Ли.
Он тщательно продумал все детали кампании, обратив внимание не столько
на необходимость изменения политики Рокфеллеров, сколько на информирование
общественности.
Во-первых, он порекомендовал нанять эксперта по вопросам трудовых отношений
для выяснения причин, приведших к гибели нескольких горняков, а потом
и общей забастовке. В итоге был создан специальный совет рабочих и руководителей
компании для внимательного рассмотрения всех жалоб горняков по вопросам
заработной платы, продолжительности рабочего дня и условий работы.
Во-вторых, работа велась с широким использованием средств информации.
Целый штат сотрудников готовил брошюры, памфлеты и статьи, распространявшиеся
среди горняков и населения. Выпускался специальный бюллетень "Факты
о борьбе в Колорадо", рассылавшийся по тщательно составленному списку
государственным чиновникам, редакторам газет, учителям.
В-третьих, Айви Ли обратил внимание на Рокфеллера-старшего, со временем
задавшись целью трансформировать образ жестокого короля, сделав его в
глазах общественности добрым стареньким дедушкой. Он старался представлять
его в реальных ситуациях повседневной жизни: как он проводит свободное
время, посещает церковь, празднует день рождения и т.д. На страницах газет
и журналов стали появляться рассказы о пожилом джентльмене. Печатные органы
выбирались очень тщательно. О религиозности Рокфеллера материалы посылались
в издания для женщин. Материалы о его любви к детям, чувстве юмора, хобби
печатали, соответственно, другие журналы. Целью Ли было подать Рокфеллера
таким образом, чтобы его легко смог понять и оценить каждый человек. Все
это соответствовало концепции гуманизации бизнеса, разработанной Айви
Ли.
Наконец, Айви Ли своевременно и утонченно преподносил общественности благотворительную
деятельность своего клиента. По этому поводу уместно привести такой пример.
Однажды еще на ранней стадии своей филантропической деятельности Рокфеллер
в приветствии Чикагскому университету отметил: "Мои деньги дал мне
-Бог". В пресс-релизе эти слова Ли разъяснил так: "Рокфеллер
имел в виду, что его фортуна была -следствием исторической случайности,
потому-то он чувствует себя скорее опекуном, нежели владельцем".
Эта интерпретация понравилась Рокфеллеру, и со временем он стал высказываться
в ее духе: "Наилучший способ подготовить себя к концу жизни - жить
для других. Именно это я стремлюсь делать". (См.: MacDougall C.D.
Understanding Public Opinion. -N.Y., 1952. - P. 565).
Деятельность Айви Ли была по достоинству оценена последующими поколениями
профессионалов по паблик рилейшнз, которые наградили его высоким званием
"отца новой профессии". Он первым внес элементы честности и
откровенности в сферу связей с общественностью, трансформировав подозрительные
попытки пресс-агентов создавать паблисити клиенту любой ценой в профессиональную
дисциплину, рассчитанную на завоевание доверия и уважения со стороны общественности
с помощью коммуникации, опирающейся на гласность и правдивость.
На примере деятельности Айви Ли мы видим, что уже накануне первой мировой
войны крупные корпорации начинают создавать собственный аппарат связей
с общественностью, а журналисты (или те, кто вышел из этой среды) становятся
у руля их информационных программ, содержавших множество элементов, без
которых нельзя представить себе любую современную ПР-программу. Нетрудно
заметить, что Ли своей практикой фактически предопределил проблему ответственности
организации за информирование общественности, важность формирования соответствующего
образа (имиджа) тех, кого обслуживал, и необходимость постоянного использования
прессы, дабы этот образ не утрачивал блеска. Кроме того, Ли обратил внимание
на значение целевых групп и лидеров групп в формировании общественного
мнения, на налаживание с ними личных контактов в процессе работы. Все
эти начинания Айви Ли получили не только дальнейшее практическое усовершенствование,
но и соответствующее теоретическое обоснование.
|