СОЗДАНИЕ НАУЧНЫХ ОСНОВ И
УКРЕПЛЕНИЕ СТАТУСА ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
Эдуард Л. Бернайз, племянник
Зигмунда Фрейда, после окончания колледжа в 1912 году едет в Европу, где
общается с уже известным в то время дядей-ученым, а вернувшись в Америку,
начинает работать пресс-агентом в Нью-Йорке. Знакомство с прессой большого
города и семейные связи с Фрейдом, оказавшим сильное влияние на молодого
Бернайза, нацелили юношу на вопросы социальной психологии и массового
сознания. Он фактически был первым, кто выступил с теоретическими разработками
по вопросам паблик рилейшнз, заложив основы современной науки связей с
общественностью. Он же впервые начал читать университетский учебный курс
по паблик рилейшнз в Америке.
По собственному признанию Э.Бернайза, на него огромное впечатление произвели
книги "Общественное мнение" У.Липпмана, "Стадные инстинкты"
У.Троттера, "Поведение толпы" ГЛебона. Найдя в этих работах
много рационального, но недостаточно известного практикам связей с общественностью,
Бернайз перелагает мысли названных авторов в формулы профессии пиэрмена,
вследствие чего в 1923 году появляется его первый труд "Кристаллизация
общественного мнения". По словам Бернайза, цель книги заключалась
в том, чтобы попытаться широко представить принципы, которыми руководствуется
новая профессия "советников по паблик рилейшнз" (этот термин
также был введен в оборот Бернайзом), обосновать их с помощью данных,
накопленных психологами, социологами, и проиллюстрировать примерами из
собственного опыта.
Свои размышления Бернайз начинает с того, какое значение имеет общественное
мнение в условиях стремительного усложнения общественной жизни. Обострение
конкурентной борьбы требует теперь создания в массовом сознании благоприятного
отношения к бизнесу, поэтому неуклонно возрастает потребность апеллирования
к общественности. Отсюда, по убеждению Бернайза, вытекает необходимость
профессиональных советов о том, как лучше предложить идею или товар. Он
ссылается на У.Липпмана, считавшего важным фактором тех лет революцию
в искусстве достижения согласия управляющих с управляемыми (подробнее
о теоретических разработках Э.Бернайза речь пойдет ниже).
Как пиэрмен-практик Бернайз начал активно работать с 1919 года, когда
открыл собственное бюро паблик рилейшнз в Нью-Йорке. С того времени он
имел огромный успех у многочисленных клиентов. В своем мемуарном труде
"Биография идеи" Бернайз приводит их выборочный список, состоящий
из 208 лиц и организаций. Книга эта, по словам рецензентов, читается словно
"Кто есть кто" в Америке. В этом списке - президенты США, наиболее
мощные корпорации, крупные банки, государственные комитеты, военные ведомства,
профсоюзные объединения, издательские концерны. Бернайз прожил более ста
лет. Специальный выпуск журнала "Лайф" в 1990 году включил его
в список ста наиболее известных американцев XX столетия. Он стал настоящей
легендой в сфере паблик рилейшнз.
Масштабность его достижений в 20-х годах может проиллюстрировать введенный
им в ПР-практику метод целенаправленного "создания событий"
большого масштаба Приведем пример, ставший практически хрестоматийным
в специальной литературе.
В 1929 году чествовали известного изобретателя и предпринимателя Эдисона
- праздновали пятидесятилетие его деятельности в области электричества,
В празднованиях принимали участие многие именитые люди Америки, включая
президента США Э.Гувера. Автором и режиссером всех торжеств был Э.Бернайз.
Идея чествования Эдисона также принадлежала ему. Он же преследовал цель
отнюдь не юбилейного содержания. Перед ним стояла задача эксплуатации
исторической годовщины Эдисона в пользу компании "Дженерал электрик".
В то время в Конгрессе США участились нападки на компанию за то, что она
монополизировала производство электроламп и диктовала свои условия рынку.
Бернайз решил изменить отрицательное отношение к компании и создать ей
благоприятное паблисити.
Юбилейные торжества широко освещались прессой. Ведь с самого начала было
ясно, что ни одна газета не рискнет обойти молчанием факт юбилея, тем
более, что участие в нем принимали именитые персоны Америки. Однако мало
кто сразу догадался, что все это было устроено специально. Тем не менее
желаемый результат был достигнут. После празднеств правительственные круги
и общественность США стали мягче воспринимать компанию "Дженерал
электрик", чем накануне торжеств. Подобная техника, модифицированная
в каждом конкретном случае, впоследствии часто использовалась Бернайзом,
наполнив доктрину паблик рилейшнз новым содержанием и весомостью.
В 20-е годы XX столетия в Америке возрастает число фирм паблик рилейшнз,
обслуживавших крупный бизнес. Помимо фирмы самого Бернайза, известными
становятся "Гарри Бруно", "Уильям Х.Болдуин", "Хилл
энд Ноултон" и другие. Начинают активно создавать собственные отделы
паблик рилейшнз и крупные корпорации, среди них гиганты "Бетлехем
стал", "Дженерал моторз", "Юнайтед Стейтс стал",
"Интернэшенел харвестер", "Нью-Йорк сентрал рейл-роуд".
В сферу паблик рилейшнз крупного бизнеса приходят новые люди, привнося
с собой и новые условия деятельности пиэрменов.
Наиболее заметным среди них стал Артур У.Пейдж. После длительной работы
в должности главного редактора "Уорлдз Уорк Мегезин" и других
журналов его приглашают на пост вице-президента компании "AT&T".
Принимая это предложение, Пейдж выдвинул требование: в компании его будут
считать не просто специалистом по паблик рилейшнз, но и предоставят право
участвовать в определении ее политики и руководствоваться тем, что повседневная
деятельность компании детерминирует ее связи с общественностью. Свой подход
к философии паблик рилейшнз он сформулировал так: "В демократической
стране любой бизнес начинается с разрешения общественности и существует
благодаря благословению с ее стороны. Если это так, то бизнес должен откровенно
говорить с общественностью о том, в чем заключается его политика, как
он действует и что собирается делать. Это его прямая обязанность"
(см.: Griswold George, Jr. How AT&T Public Relations Politics Developed
// Public Relations Quarterly. -1967, Fall.-№ 12. - P. 13).
Деятельность Артура Пейджа в огромнейшей телефонной компании оказала большое
влияние на развитие системы паблик рилейшнз и признание статуса пиэрмена
в отдельной организации. Он первым поставил вопрос о равном статусе в
пределах руководства компании подразделения связей с общественностью и
других структурных формирований, об участии руководителя подразделения
паблик рилейшнз в разработке стратегических решений организации, о социальной
ответственности крупного бизнеса. Все это заметно повлияло на штатные
расписания и организационное построение компаний, засвидетельствовав признание
достижений профессии паблик рилейшнз крупными фирмами.
|