ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
Изложенные выше определения
предмета паблик рилейшнз убедительно доказывают, что эта профессия требует
комплексной образовательной подготовки специалистов. В системе высшего
образования постсоветских государств еще не выработалось четкое представление
о подходах и требованиях к такой подготовке, нет комплексных учебных программ
общего и специального образования специалистов данного профиля, нет государственных
вузов, где бы их готовили. А в реестре специальностей эта профессия вообще
не значится. Хочется верить, что это ненадолго.
Не до конца разрешенным остается и вопрос преподавания предмета паблик
рилейшнз в вузах гуманитарного профиля, учебных курсов и спецкурсов в
процессе подготовки кадров, особенно по специальностям рыночного профиля
и международных отношений.
Для скорейшего разрешения этих назревших проблем необходимо воспользоваться
опытом других стран, где система подготовки и переподготовки специалистов
по паблик рилейшнз уже давно четко налажена.
Заслуживает внимания Золотой доклад МАПР - "Рекомендации и стандарты
образования в области паблик рилейшнз", подготовленный бывшим президентом
Международной ассоциации паблик рилейшнз Сэмом Влеком в 1990 году. Им,
в частности, предложено разрабатывать учебные планы с учетом "Колеса
образования" МАПР (см. приведенную схему).
Учебный план для студентов, овладевающих профессией паблик рилейшнз, можно
представить в виде трех концентрических колец. Самое маленькое охватывает
предметы, непосредственно связанные с методологическими и практическими
вопросами собственно паблик рилейшнз, о которых речь пойдет ниже. Среднее
кольцо схемы содержит предметы, касающиеся общих вопросов коммуникации.
И, наконец, третье - самое большое-включает перечень общеобразовательных
дисциплин. Все вместе они составляют необходимый минимум базовых знаний,
обязательный для специалиста по паблик рилейшнз.
м 1
Вместе с тем нужно учитывать следующее обстоятельство. Поскольку в профессиональную
сферу паблик рилейшнз приходят работники других специальностей (что особенно
типично для Украины), а практика связей с общественностью постоянно обогащается
и изменяется, особое значение имеет разделение системы подготовки работников
для сферы паблик рилейшнз на две части: систему базовой подготовки специалистов
в специальных учебных заведениях и систему постоянной переподготовки уже
практикующих пиэрменов через сеть институтов и курсов повышения квалификации.
Специальная базовая подготовка призвана вооружить специалиста по паблик
рилейшнз следующими умениями и навыками, составляющими квалификационные
требования к дипломированному специалисту по данной профессии:
* В области планирования: консультировать руководство по общим вопросам
развития организации, связанным с деятельностью и функционированием подразделения
паблик рилейшнз, в том числе по вопросам стратегии организации, процедур
и акций реализации этой стратегии, путей информирования групп внутренней
и внешней общественности о политике руководства организации.
* В области управления: уметь выходить за пределы управления собственно
подразделением паблик рилейшнз и интерпретировать управленческие решения
высшего руководства для внутренней общественности организации, координировать
активность всех внешних учреждений, собирать информацию об организации,
составлять и распределять бюджет, предусмотренный на паблик рилейшнз.
* В области рекламы: уметь выполнять работу по изучению общественного
мнения, отношений и ожиданий общественности, готовить методические и информационные
материалы для акционеров, лоббистов и др.
* В области аналитической работы: исследовать тенденции, возможные последствия
конфликтов и разногласий, заранее предупреждать их, содействуя развитию
взаимоуважения и социальной ответственности сторон.
* В области производственных отношений: помогать подбирать и сохранять
хороших служащих, работать с персоналом в плане улучшения отношений между
руководителями и рядовыми работниками; инициировать создание систем коммуникации
между работниками организации и поставщиками; содействовать улучшению
трудовых отношений, организовывать встречи и конференции с представителями
профсоюзов; вместе с уполномоченными профсоюзов непосредственно участвовать
в составлении трудовых соглашений и проведении переговоров.
* В области экономических отношений: поддерживать связи с конкурентами,
дилерами и дистрибьюторами; рекламировать и продвигать товары на рынок,
что зачастую требует личных контактов со специалистами по маркетингу и
торговле.
* В области коммуникаций: знать, как общаться с помощью средств массовой
информации и других каналов, используя рекламу, паблисити, и как налаживать
двусторонний поток надежной информации.
* В области социальных отношений: заботиться о формировании благожелательных
отношений между людьми, защищать человеческое достоинство, обеспечивать
техническую безопасность и социальную защиту работников, включая отдых,
медицинское и социальное обслуживание.
* В политической жизни: реагировать на просьбы общественности вмешаться
в дела местного самоуправления, образования и религиозных общин, в работу
законодательных органов; проявлять интерес к проблемам международной политики.
* В области образования: работать с широкой общественностью (преподавателями,
служащими, группами потребителей, коммивояжерами и дилерами) с целью организации
их появления на публике, подготовки выступлений для руководителей корпорации,
создавать систему образования внутри организации (по образцу учебных программ
для работающего персонала).
|