ПЕРВОИСТОКИ
Трудно сказать, к каким
временам восходит зарождение ремесла паблик рилейшнз. Наверное, никто
не сможет пояснить, кто является его основателем, в какой стране оно впервые
возникло. И это не удивительно, ведь паблик рилейшнз строятся на усилиях
не только убеждать людей, но и влиять на их поведение. Поэтому можно предположить,
что попытки установить связи с общественностью так же древни, как и сама
цивилизация. Чтобы жить в обществе, людям необходимо было поддерживать
определенный минимум согласия, и это согласие, как правило, достигалось
путем межличностной и групповой коммуникации. Но, как известно, достижение
согласия требует не одних лишь актов обмена информацией, но и наличия
такого важного фактора, как умение убеждать, влиять. Фактор убеждения
и сегодня остается движущей силой паблик рилейшнз. Чтобы убедить других,
современные практики данной сферы нередко пользуются тактикой, к которой
тысячелетиями прибегали государственные и политические деятели.
Памятники, разнообразные формы монументального искусства древнего мира
являются свидетельствами первых попыток влиять на людей. Пирамиды, статуи,
храмы, гробницы, живопись и древние памятники письменности - все это примеры
увековечивания и обожествления правителей, сила которых покоилась на религиозных
убеждениях. Древние искусство и литература тоже прославляли героические
деяния полководцев и вождей, преподнося их публике как богов или подобных
богам. Речи вождей или тех, кто стремился к ним принадлежать, не случайно
были исполнены высокого красноречия, ведь готовились они с применением
риторики (ораторского искусства) как одного из основных средств убеждения.
Выдающийся мыслитель античности Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считал,
что убедить аудиторию можно только тогда, когда добьешься ее благосклонности
или же симпатии к себе, В известном трактате "Риторика" - первой
научной разработке проблем ораторского искусства - он вводит понятие этоса,
под которым подразумевалось отношение публики к оратору как важнейшая
предпосылка успеха его речи.
Другой выдающийся представитель античности, государственный и политический
деятель Древнего Рима, блестящий оратор Цицерон (106-43 гг. до н.э.) в
своих трудах по риторике особое значение уделял изучению психологии, интересов,
вкусов публики. По его мнению, задача оратора-эстетически тешить публику,
влиять на вето и поведение людей, уметь подвигнуть их к активной деятельности.
Уже в Древней Греции мыслители стали много писать о внимании к желаниям
публики, что свидетельствует о том значении, которое они придавали общественному
мненшо, хотя сам этот термин и не употреблялся. Ряд идей и выводов, существенно
напоминающих современное толкование общественного мнения, можно встретить
в политической лексике Древнего Рима Именно римлянам принадлежит крылатое
выражение "vox populi - vox dei" (глас народа - глас божий).
Рассмотрение ранних форм и методов ремесла связей с общественностью, влияния
на людей, убеждения их поможет нам глубже понять современное состояние
паблик рилейшнз, путь, пройденный ими в своем развитии. Исторический анализ
свидетельствует, что паблик рилейшнз вобрали в еебя разнообразные видь
техники и различные технологии влияния, убеждения, доказавшие свою эффективность
на протяжении многих веков. Помимо риторики, можно сослаться на использование
символики, разного рода лозунгов. Стоит напомнить и о двух других отобранных
и проверенных историей способах влияния, а именно, скульптуре и монетах,
которые широко и эффективно использовались и продолжают использоваться
в политических целях начиная примерно с IV-III столетия до н.э.
История человечества доказывает, что инструментарий влияния на общественность
широко применялся при подготовке к войнам, лоббировании политических кругов,
организации поддержки политических партий, распространении религиозных
верований, продвижении товаров на рынок, сборе средств, популяризации
событий и людей. И действительно, многое из того, чем пользуется современное
общество в сфере паблик рилейшнз, не ново. Пизрмены ныне оттачивают свое
мастерство, обращаясь к историческому опыту, накопленному предшественниками.
В Древней Греции превыше всего ценилось умение общаться, вести споры,
убеждать собеседника. Лучшие ораторы, как правило, были наиболее вероятными
кандидатами в лидеры. Для достижения еще большего признания политические
деятели Греции нередко обращались к софистам (специалистам по обучению
мудрости и красноречию) с просьбой помочь им в словесных баталиях. Софисты
зачастую и сами собирались перед публикой в амфитеатрах в определенные
дни и прославляли, превозносили достоинства тех или иных кандидатов, претендовавших
на высокие политические посты. Вероятно, уже со времен софистов практика
влияния, убеждения была связана с умением вести дебаты и соблюдать правила
этики. Более того, это были уже первые попытки того, что мы ныне называем
лоббированием - стремления повлиять на законодателей с помощью эффективного
использования методов и приемов коммуникации, убеждения логикой суждений.
Искусство публичного диалога в его словесной форме связывают с именем
древнегреческого философа и воспитателя Сократа. Именно он и его ученики
разработали комплекс основ диалогической формы обсуждения определенного
предмета и поиска истины, заложив фундамент функциональной эффективности
демократического диалога. Среди таких основ признание уникальности каждого
из партнеров и их принципиального равенства друг перед другом; возможные
расхождения и оригинальность точек зрения; ориентация каждой из сторон
на понимание и активную интерпретацию своего мнения другой стороной; взаимообогащение
позиций участников диалога. Заслуживают внимания и представления древних
мыслителей о социальном управлении как своеобразном равноправном диалоге.
Например, Аристотель и Платон считали, что средства управления людьми
должны быть не только уместными, но и широко известными как тем, кто управляет,
так и тем, кем управляют. В дальнейшем мы увидим, что эти принципы в той
или иной степени применяются в современной практике паблик рилейшнз.
Выдающимися мастерами техники влияния на массы были римляне, в частности
Юлий Цезарь. Всякий раз перед военными битвами он добивался народной поддержки
с помощью распространения специально подобранных обращений и проведения
театрализованных представлений. Не случайно во время первой мировой войны
известный Комитет общественной информации США (Комитет Криля) обратился
к опыту Юлия Цезаря, чтобы пробудить патриотизм американцев и добиться
поддержки политики президента США Вильсона. Можно сказать, что способы
ведения психологической войны, которые особенно широко стали использоваться
в XX веке, были разработаны еще во времена Древнего Рима.
Элементы психологической войны встречаем и в другие исторические времена.
В 1095 году папа Урбан II, прилагая огромные усилия для подготовки войны
против мусульманского халифата, разослал послание по своей информационной
сети - через кардиналов, архиепископов, епископов и священников, - в котором
участие в этой священной войне провозглашалось служением божьим, заслуживающим
отпущения всех грехов. Папа римский предоставлял христианам того времени
единственный в их жизни шанс посетить священные места Он также обещал
всем, кто примет участие в крестовом походе, не только отпущение грехов,
но и сокровища "врагов веры" с богатого Востока Он подчеркивал:
"Живущие в горе и бедности, там будут в радости и богатстве".
Использованный тут прием психологического воздействия не мог остаться
незамеченным современными пиэрменами.
Гораздо позднее, в 1622 году, в борьбе против Реформации Ватикан под руководством
папы Григория XV создал специальную конгрегацию, призванную "помочь
удержать веру" и сохранить церковь, - "Конгрегацию пропаганды
веры". Именно тогда вошло в обращение понятие "пропаганда",
первоначально не носившее негативного оттенка и означавшее стремление
церкви информировать людей о преимуществах католицизма Отметим, что и
теперь еще Ватикан имеет в своем распоряжении мощный и разветвленный аппарат
по связям с общественностью. Руководитель этого ведомства имеет в церковной
иерархии Ватикана высокий ранг архиепископа
Своеобразный и уникальный опыт демократических связей с общественностью
имела и Украина Уже во времена Киевской Руси распространенными были народные
вече. Первые сведения о вечевых собраниях наших предков встречаются у
византийского историка Прокопия еще в IV столетии. Вече пользовались правом
обращаться к князю, решать хозяйственные вопросы, объявлять войну и устанавливать
мир. Люди собирались на звон вечевого колокола, чтобы посоветоваться и
принять коллективное решение.
С возникновением украинского казачества в XV ст. важным и уникальным институтом
связей с общественностью стала казацкая рада. Она представляла собой общее
собрание казаков, высший орган власти в Запорожской Сечи, где обсуждались
политические, военные, хозяйственные, судебные, дипломатические, административные
и другие вопросы. Со временем такие советы стали созываться по всей Украине,
на них приглашались и активно участвовали в обсуждении жизненно важных
проблем все казаки определенной местности. Еще одним высшим органом власти
в Запорожской Сечи с XVI по XVIII ст. была сечевая рада. Она решала важнейшие
вопросы: участие казачьего войска в войне, прием послов, выборы кошевой
старшины, распределение войск, угодий и т.д. Право участвовать в сечевой
раде имели все казаки. Деятельность этих органов - яркое свидетельство
не только развития демократии в казачьей республике, но и уникального
отечественного опыта установления связей между казацкими органами власти
и общественностью Украины.
Ремесло, практика и тактика связей с общественностью на всем протяжении
истории цивилизации в значительной мере определялись развитием средств
коммуникации и распространения информации, техническими возможностями
общества. Понятно, что возможности эти не идут ни в какое сравнение с
XX веком, когда паблик рилейшнз все более стали полагаться на электронные
средства коммуникации -телеграф, телефон, факсимильную связь, телексы,
спутниковую связь, кино, радио и телевидение, а теперь еще и компьютерные
сети.
Безусловно, тактика и методика современных паблик рилейшнз вошли в арсенал
пиэрменов ве вчера. Еще до наступления времен индустриального общества
и расцвета промышленной революции человечество обогатила эпоха Возрождения,
на авансцену истории вышла Реформация, был открыт Новый Свет. Эти события
исторического значения расширили горизонты человечества, позволив ему
по-новому оценить себя и окружающий мир.
Период доиндустриального общества также отмечен ростками эпохи становления
средств массовой информации: в 1438 году Иоганн Гутенберг основал типографию
и разработал новую технологию типографского процесса на основе печатных
форм с использованием отдельных подвижных литер. Это открытие оказало
глубочайшее влияние на развитие человеческой культуры. Оно наконец-то
вооружило сферу связей с общественностью возможностями печатать книги,
массовыми тиражами издавать газеты, распространять любую печатную продукцию.
Подобные носители информации, безусловно, существовали и до этого, однако
никогда ранее они не печатались так быстро, не распространялись столь
масштабно и не влияли в одно и то же время и одним и тем же информационным
содержанием на столь огромную аудиторию.
|