Правило 3
Хорошая марочная идея подобна дикой лошади
Создание новой торговой марки в интернет-эпоху
Наиболее полное представление о всех положительных и отрицательных аспектах
создания новых торговых марок дает анализ второй волны пришествия интернет-компаний,
тех самых, что в 1999-2000 гг. заполонили собой почти все рекламное пространство.
Ценность этих примеров из практики высока еще и потому, что они являют
собой полную противоположность деятельности создателей большинства новых
марок "нормальной" экономики. В отличие от них, э-компании располагали
реальными деньгами: они появились на свет в тот короткий период времени,
когда акции любой новой технологической компании пользовались огромнейшей
популярностью у инвесторов и заполучить необходимый венчурный капитал
было проще, чем сдать экзамены по вождению автомобиля.
Конечно, первому поколению таких электронных игроков, как Amazon.com и
eBay, большие рекламные бюджеты и не требовались: для развития марок было
вполне достаточно вербальных коммуникаций и собственно интернета. Но прошло
немного времени, и эффективность рассылки адресов новых коммерческих web-сайтов
по друзьям и знакомым начала снижаться. Брендам второй волны не оставалось
ничего другого, как продвигать свои идеи через обычные масс-медиа.
И они продвинули, да еще как! В 1999 г. на рекламу были выброшены миллиарды
долларов. В 2000 г. в рекламных вставках в трансляциях Суперкубка США
по американскому футболу, равно как и на страницах глянцевых журналов,
мелькали только э-фирмы.
Что же они получили за свои деньги? Стрельбу из пушек мышами; звезда сериала
"Стар Трек" Уильям Шетнер пародировал свою недолгую певческую
карьеру 30-летней давности; люди на улицах цитировали Роберта Фроста;
да еще появилась вымышленная святая Люсия Портлендская. Досмотрев рекламный
ролик или дочитав объявление до конца, потребители в большинстве случаев
терялись в догадках: с кем они имеют дело? Какое именно? Зачем? Тем не
менее реклама была интересной, поэтому на скуку никто не жаловался.
Как создатели торговых марок, э-компании 1990-х гг. шли самыми окольными
путями и были не только рады своему выбору, но старались зайти как можно
дальше. Общая марочная идея была такова: "Слишком новый дивный мир,
чтобы рассказывать о нем обычными словами".
Причины намеренной неразберихи понять несложно. Во-первых, хотя новые
марки не могли полагаться исключительно на свое интернет-происхождение
(как в свое время Amazon.com), их создатели страстно желали, чтобы осуществлявшиеся
коммуникации "дышали" сетевым духом (благо он так здорово помог
предшественникам).
Во-вторых, я подозреваю, что менеджеры многих из этих марок находились
под впечатлением от лучшего за все время существования высоких технологий
рекламного ролика, величайшего представления нового товара, а именно рекламы
компьютера "Apple Macintosh" на Суперкубке по американскому
футболу 1984 г. Реклама была снята по мотивам романа "1984"
Джорджа Оруэлла. Представьте себе полный зал подневольных людей, получающих
с гигантского экрана инструкции "Большого брата" до тех пор,
пока их не освобождает красивая спортивная женщина в футболке "Apple".
Она наносит удар, и экран разбивается. Никаких компьютеров - демонстрация
чистой марочной идеи, причем столь же явственная, сколь и грандиозная.
По существу, корпорация Apple представила себя спасительницей человечества.
Впрочем, этим достоинства ролика не ограничивались. У него был сногсшибательный
видеоряд. Оператором был не кто иной, как Ридли Скотт, автор множества
потрясающих картин, включая "Бегущего по лезвию бритвы" и "Гладиатора".
Но самым невероятным был тот факт, что в эфире рекламный ролик "1984"
появился всего один раз - так и было задумано. Но всем, кто его видел,
"1984" запомнился навсегда. Недостижимое совершенство, о повторении
которого любой торговой марке-новичку не стоит и мечтать (даже в самых
розовых снах), и вскоре я объясню, почему.
Третьей причиной невразумительности рекламных кампаний интернет-брендов
я считаю то обстоятельство, что многие из них создавали не специалисты
по маркетингу, а инженеры. Они, по определению, рассматривали коммуникации
как поток электронов, но никак не инструмент обольщения и убеждения потребителей.
Четвертая причина заключается в традиционной слабохарактерности рекламных
агентств, большинство которых готово скормить клиентам все что угодно,
лишь бы получить за это деньги.
И наконец, причина пятая: у использовавшегося э-компаниями "эсперанто"
было определенное право на существование. Ведь именно они привили миру
свой язык и манеры поведения, а не/ наоборот. Когда даже в исполненных
собственного достоинства юридических фирмах вроде бостонских Hale and
Dorr и Goodwin Procter для того, чтобы не отпугнуть непривычных к галстукам
высокотехнологичных клиентов, принимается политика "повседневной
одежды", становится очевидным, что старая культура делового общения
уступила напору Силиконовой долины.
Впрочем, вынудить юриста сменить костюм на джинсы и свитер - это одно,
и совсем другое - склонить к аналогичным шагам потребителей. И здесь большинство
новых интернет-брендов допустили ряд ошибок.
|