ВВЕДЕНИЕ
или кратко о создании бренда и бренд-менеджерах
Один из лучших уроков по бизнесу я вынес из общения со своим первым клиентом.
Я только-только окончил колледж и работал в крупном нью-йоркском агентстве
по связям с общественностью, считая себя неопытным, но специалистом, даже
особо не думая о создании брендов. Моим клиентом оказался маленький пожилой
человечек со Среднего Запада с галстуком-бабочкой и пробором посередине
головы, какого не носили со времен Альфальфа из сериала "Little Rascals".
Имя у него тоже было странное; Орвидль Риденбахер. Его направили из чикагского
отделения нашей фирмы, чтобы мы помогли в продвижении его продукта в восточных
штатах. И вот в один прекрасный день О. Риденбахер появился у нас в офисе
и стал рассказывать, почему его попкорн для гурманов должен произвести
революцию в своей отрасли, что надо сделать для создания бренда успешного
и как вообще надо вести создание бренда. После этого случая я совсем по
другому стал смотреть на процесс создания бренда, ведь создание бренда
происходит комплексно и люди задействованные в создании бренда должны
быть немножко одержимы. Без этого успешное создание бренда невозможно.
Команда по созданию бренда должна творить, и идеи создания бренда должны
идти отовсюду.
Прежде всего мы удивились тому, чтр производство попкорна представляет
собой целую отрасль, ведь это важно для создания бренда. В то время сортов
поп-корна для домашнего приготовления было всего два: простой попкорн
в пакетах и воздушная кукуруза "Jiffy Pop", помимо названия
ничем более не отличавшаяся, что было недостаточно для создания бренда
уникального товара.
Идея новой марки была сформулирована очень просто: "Готовить так
же весело, как и есть", это была основа для создания бренда. Далее
Орвилль во всех тонкостях рассказал о преимуществах созданного им гибридного
сорта кукурузы: ее зернышки, раскрываясь, дают почти вдвое большие хлопья,
и он лично гарантирует практически 100% раскрытие, что должно стать лейтмотивом
создяния бренда его продукта. Сказать, что Орвилль подошел к попкорну
серьезно - значит ничего не сказать. С заговорщицким видом он говорил:
"Разве вам нравится, когда кукурузная шелуха застревает в зубах?
А с моей кукурузой этого почти не происходит. У нее шелуха тоньше".
Он очеловечивал каждое зернышко, называя те из них, что не раскроются
при нагревании, "старыми девами". Мы восприняли его как сумасшедшего.
Мы в прямом смысле слова так считали.
Дееспособен был Орвилль или нет, а деньги платил хорошие, и мы были готовы
тратить на него столько времени, сколько он оплатят. У него был свой план,
отступать от которого изобретатель не намеревался. Помню, кто-то из наших
убеждал его назвать продукт "100-процентно лучшим попкорном".
Нет, сказал на это Орвилль, он уже думал над нейтральным названием, но
ему хотелось бы видеть на упаковке свое имя.
На рекламу он тратил немного. Наше агентство должно было привлечь к новой
воздушной кукурузе внимание публики, поэтому мы закатили от имени Орвилля
шумную пирушку для сотен редакторов и журналистов специализированных изданий.
Мы позаботились, чтобы бесплатное спиртное лилось рекой, и умудрились
напоить всех присутствующих вдрызг. В ключевой момент перед публикой предстал
сам О. Риденбахер в маленьком галстуке-бабочке и произнес небольшую речь
о том, что все зернышки его кукурузы отличаются свойством обязательно
раскрываться.
К нашему удивлению, пресытившиеся и якобы утонченные критики пищевых продуктов
нашли его концепцию забавной и историю о том, как О. Риденбахер искал
по всему миру лучшую кукурузу для попкорна, опубликовали практически все/
американские газеты и журналы. Более того, идея наилучшего попкорна понравилась
и супермаркетам, и потребителям. Для О. Риденбахера началась совсем другая
жизнь: он стал идолом поп-культуры, и через несколько лет продал свой
бизнес компании Hunt-Wesson за приличные деньги.
Если бы я снимался в голливудском фильме, то произнес бы сейчас фразу
о том, что этот поразительный пожилой человек открыл мне глаза на одну
вдохновляющую истину: на рынке всегда побеждает качество. Впрочем, не
совсем так. Извините за откровенность, Орвилль, но я всегда подозревал,
что достоинства вашего попкорна объясняются не только свойствами кукурузы,
но и тем, что на каждой банке были приведены детальнейшие инструкции по
ее приготовлению.
В действительности О. Риденбахер научил меня тому, что хорошая торговая
марка обладает способностью трубить во все трубы, доказывая рынку свою
состоятельность. По моему мнению, потребители были готовы переплачивать
за попкорн под маркой "Orville Redenbacher" огромные деньги
не из-за его отличительных свойствен уж точно не из-за экономии на "раскрывающихся
на 100% зернышках". Они покупали воздушную кукурузу Орвилля потому,
что она внушила им любовь к себе.
Случай с О. Риденбахером может служить идеальным определением брендинга:
человек взял самый что ни на есть обычный товар, приобретение которого
не требует от потребителей особых раздумий, и представил его в новом свете.
Он смог убедить потребителей платить за его продукт более высокую цену
по той причине, что, в отличие от продукции конкурентов, новый попкорн
отличался особым характером. О. Риденбахер создал отрасль из ничего, как,
собственно, и обещал.
Я вспомнил о полученных уроках в 1984 г., когда пришел на работу в компанию
John Hancock Financial Services. Основную часть нашего бизнеса в то время
составляла продажа старомодного продукта - полисов страхования жизни -
с одним новым аспектом: это продукт-фантом, нематериальный, как любая
услуга из арсенала эфемерных электронных фирм нашего времени. Единственное,
что приобретал наш клиент, - это обещание страхователя выплатить деньги
в случае необходимости. Единственное, что предлагают к продаже страхователи
жизни, - собственную репутацию, потому что в том случае, когда потребители
не доверяют их обещаниям, переубедить их не помогут ни выгодные цены,
ни какие-либо особенности предложения. (Хотя бы потому, что для обретения
"особенностей" клиенту придется умереть.)
Страхование жизни - один из наиболее зависимых от торговой марки видов
бизнеса. Однако большинство страховых компаний с "цифроедами"
во главе не понимают столь простой истины. О руководстве John Hancock,
впрочем, этого сказать нельзя. Когда я пришел в компанию на должность
директора по коммуникациям, передо мной была поставлена задача: превратить
старую, вялую торговую марку в нечто столь же привлекательное для потребителей,
как галстук-бабочка О. Риденбахера. К счастью, я пользовался полной поддержкой
высшего руководства и Совета директоров компании.
Пятнадцать лет спустя имя John Hancock вошло в составленный газетой "New
York Times" список 100 лучших торговых марок XX столетия. Что еще
важнее, сильная торговая марка позволила нам опередить конкурентов по
объемам продаж и темпам роста. Благодаря своему бренду мы убедили целое
поколение потребителей, предпочитавших вкладывать деньги в акции и другие
ценные бумаги, а не в страхование жизни, что являемся прекрасным местом
для покупки и инвестиционных продуктов.
Конечно, в своем понимании значимости торговых марок я не оригинален.
Сегодня менеджеры многих американских компаний уже поняли, что сильные
марки нравятся потребителям больше, чем слабые. Возникло даже своего рода
помешательство на торговых марках, и тому есть две причины. Во-первых,
все понимают, что инвесторы, готовы платить за акции известных компаний/брендов
существенно большие деньги. Специализирующаяся на торговых марках консалтинговая
компания Inter-brand ежегодно составляет список самых дорогих брендов
мира и соотносит их стоимость с рыночной капитализацией компаний-владельцев.
В 2000 г. торговой маркой № 1 была названа "Coca-Cola", на долю
которой приходится более половины стоимости одноименной компании - 51%
или $72,5 млрд.
Второй фактор "брендомании" - невероятная дестабилизация бизнеса
в связи с появлением интернета. Буквально за одну ночь некая э-компания
может невероятно возвыситься, а традиционная марка - пасть на колени.
Первые представители электронного пространства стремились сначала завоевать
себе место в сознании потребителей, а уж потом думали о прибыльности бизнеса
(ярчайший пример тому - Amazon.com). Причем, как минимум, в краткосрочной
перспективе данная стратегия оказывалась отнюдь не такой уж глупой, как
представлялось "динозаврам" традиционной экономики.
Помешательство на брендах отнюдь не ограничивается бизнесом. Идея торговой
марки просачивается в культуру быстрее любой другой бизнес-концепции.
Киноактер Том Хэнке открыто говорит о необходимости защиты своего имени.
Штат Вермонт тоже считает себя брендом и издает законы, запрещающие организациям
из других регионов США использовать в своих названиях слово "Вермонт".
На вопрос корреспондента газеты "New York Times" о том, почему
верующие со всей Франции предпочитают изгонять духов в соборе Парижской
Богоматери, если это можно сделать в любой церкви, отец Клод Николас ответил
так: "Очевидно, они считают Нотр-Дам лучшим. Они воспринимают собор
как сильную торговую марку".
Стоит заговорить с любым экономистом на тему важности торговых марок,
как оказывается, что он уже "обращен" в эту веру. Так зачем
писать книгу по брендингу? А вот зачем: хотя все понимают важность сильной
торговой марки, в американском бизнесе не найдется области с большим количеством
ошибок, чем брендинг.
Ежегодно во имя торговых марок впустую тратятся миллиарды долларов. Компании
по привычке "доят" свои марки, но не развивают их, расширяют
марочные семейства, не интересуясь мнением потребителей об этом, приобретают
ценные марки в погоне за "слияниями и очищением", а затем отдают
их на заклание ради большего контроля над новыми организациями.
Решения о торговых марках нередко ставятся в один ряд с решениями о рекламе,
хотя ставки здесь намного выше. Типичный пример - решение торговой компании
Sears заняться финансовыми услугами. За ним последовали гигантские перемещения
капитала, изменения в дистрибьюции, товарах, технологиях и персонале.
К несчастью для Sears, потребители не торопились приобретать акции в магазинах,
ассоциирующихся в первую очередь с гаечными ключами и майками.
Даже гении брендинга 1990-х гг., такие компании, как Nike и Coca-Cola,
всеми силами старающиеся представить свои логотипы в правильном месте
и правильном свете, и то иногда совершают ошибки. Причина в непонимании
одного из главных принципов брендинга: торговая марка проявляется во всем,
что делает компания. Это информация, которую вы осознанно выдаете потребителям,
а также данные, поступающие в их сознание помимо воли компании.
По определению, торговая марка (бренд) - единственное, что приходит на
ум покупателю, когда он слышит название вашей фирмы. Благодаря информационной
революции слово "единственное" теперь включает в себя методы
производства, контроль над качеством, экологические аспекты деятельности,
обслуживание покупателей и все те многочисленные слухи, которыми полнится
интернет. "Nike" - один из наиболее ярких примеров торговой
марки, пострадавшей от не имеющего отношения к маркетингу аспекта. Мы
имеем в виду условия труда на фабриках в странах третьего мира, где производится
продукция компании. В 1996 г. в журнале "Business Week" была
опубликована статья, в которой председатель Совета директоров Nike Фил
Найт так отзывается об индонезийских субподрядчиках компании: "Есть
вещи, которые мы способны контролировать, и есть вещи, которые находятся
вне сферы нашего контроля". С юридической и практической точек зрения
это нормально, однако с точки зрения брендинга корпорации следует стараться
контролировать все, потому что нет такого аспекта бизнеса, ответственность
за который не возлагалась бы на торговую марку. И действительно, в 1998
г. Nike подверглась резкой критике за организацию труда производственных
рабочих. Ф. Найт признал этот факт с обескураживающей честностью: "Продукция
Nike стала синонимом мизерной заработной платы, насильственных сверхурочных
работ и деспотизма менеджеров".
Поскольку в торговой марке, как в фокусе, концентрируются все аспекты
деятельности компании, то всякое решение: сокращение сервисных расходов,
вход на новые рынки, услаждение шефа посредством спонсирования спортивной
команды, - необходимо пропускать через бренд-фильтр. На практике же все
происходит наоборот: о марке вспоминают с опозданием, а то и вовсе забывают.
Почему? Потому что несмотря на все словоизлияния относительно концепции
брендинга, инфраструктура большинства корпораций противоречит идее развития
торговых марок.
Даже в самых лучших американских корпорациях находится множество людей,
вся деятельность которых направлена на низведение торговой марки. Это
юристы, прилагающие огромные усилия к тому, чтобы замедлить реакцию компании
в кризисной ситуации, потому что краткосрочная ответственность для них
важнее долгосрочных последствий для бренда. Это клерки, способствующие
вызреванию скандалов, поскольку они не видят выгод обнародования своих
подозрений. Это финансовые работники, из-за скупости которых "мускулы"
сильных марок "атрофируются". А также менеджеры по рекламе,
выбрасывающие миллионы на бессмысленные кампании. Бессмысленные потому,
что они не понимают, что торговая марка определяет и направляет рекламу,
а не наоборот.
В результате большинство бренд-менеджеров ведут войну на два фронта по
созданию брендов. С одной стороны, им необходимо превзойти конкурентов
в создании брендов, с другой - преодолевать барьеры внутри собственных
организаций из-за разности подходов к созданию бренда. Под "бренд-менеджерами"
я понимаю всех, кто в какой бы то ни было мере причастен к созданию
бренда, сохранению и улучшению торговой марки, начиная от просвещенного
директора компании и заканчивая молодыми сотрудниками департамента связей
с общественностью. Это все люди, которые связаны с созданием бренда
и его поддержанием. Быть бренд-менеджером - значит мириться с возможностью
прослыть несерьезным бизнесменом. Бренд-менеджер предлагает тратить деньги
на такие непонятные для "серых масс" цели, как обретение маркой
характера и создание ее положительной репутации, что для создания бренда
необходимо . Что директорам, что молодым маркетологам постоянно приходится
бороться с известным скептическим "гм" по отношению к процессу
создания бренда.
Я написал эту книгу, чтобы помочь бренд-менеджерам победить и на внешнем,
и на внутреннем фронтах. Создать великую торговую марку непросто. Для
этого необходим лидер, убеждающий сотрудников компании в необходимости
стремления к своему видению, тонкие чувства времени и меры, безоговорочная
готовность отличаться от конкурирующих марок и при случае "закопать
соперников". А также эмпатия к покупателям ваших товаров и к человечеству
в целом. Быть великим бренд-менеджером - значит обладать всеми этими качествами.
Вероятно, некоторым из них научиться невозможно.
Впрочем, кем бы вы ни были - игроком нового рынка или динозавром традиционной
экономической системы, существует несколько правил, следуя которым вы
придете к победе. О них и рассказывает предлагаемая вашему вниманию книга.
|