Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления.
|
Глава 11
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
11.3. Основные черты региональной экономической интеграции (НАФТА,
МЕРКОСУР, АТЭС и др.)
Успехи развития экономической интеграции в Западной Европе привлекли внимание
в развивающихся регионах мира. В Латинской Америке, Африке и Азии возникло
несколько десятков зон свободной торговли, таможенных или экономических
союзов.
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)
Одним из наиболее заметных развивающихся интеграционных процессов стал
процесс организации и функционирования североамериканской зоны свободной
торговли - НАФТА. Существующая экономическая интеграция США с Канадой
и их сотрудничество с западноевропейскими партнерами перестала удовлетворять
США. В результате интеграционные процессы в Северной Америке вышли за
пределы двух государств. Был заключен договор о североамериканской зоне
свободной торговли, вступившей в силу 1 января 1994 года, по которому
НАФТА, кроме США и Канады, включила Мексику. Территория блока составляет
обширную территорию с населением 370 млн. человек и мощным экономическим
потенциалом. Ежегодное производство товаров и услуг этими странами составляет
7 трлн. долл. На их долю приходится около 20% всего объема мировой торговли.
Основные положения соглашения включают:
- отмену таможенных пошлин
на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика;
- защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских
компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих
товаров в США через Мексику;
- снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских
компаний в банковском и страховом деле в Мексике;
- создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной
окружающей среды.
В течение 5 лет США отменяет тарифы на импорт из Мексики около двух третей
наименований продукции.
Наибольшую выгоду от заключенного соглашения должны получить потребители
торгового блока, поскольку в результате усиления конкуренции и снижения
тарифов снизятся цены на широкий круг товаров. В выгодном положении должны
оказаться и американские промышленники, поскольку возрастет приток дешевой
рабочей силы. Гарантированный рост доходов ожидается в таких секторах
американской экономики, как производство электроники, компьютерного обеспечения,
стройматериалов, автозапчастей и др. В то же время убытки понесут американские
фермеры, производящие сахар, цитрусовые, зимние овощи. Что касается Мексики,
то она с помощью НАФТА планирует ускорить темпы своего экономического
развития, примерно 1,6-2,6% годового прироста ВВП. В итоге Мексика сможет
сократить период реформирования своей экономики и приобщения к клубу промышленно
развитых стран с полувека до 10-15 лет. Менее всех выгод от НАФТА поначалу
получит Канада. Ее экономика тесно связана с США, но едва заметно - с
Мексикой. Однако по мере развития НАФТА, Канада будет все больше втягиваться
в интеграционные процессы и получать дивиденды от расширяющегося рынка.
Первые два года функционирования НАФТА не оправдали надежд в отношении
создания дополнительных рабочих мест за счет увеличения объемов экспорта.
Кроме того, положительное торговое сальдо в торговле США с Мексикой исчезло,
уступив место дефициту в 1995 г. В конечном счете, по планам создателей
НАФТА, полноценный североамериканский общий рынок может быть создан к
2010 году. Уже сейчас американские экономисты моделируют создание самодостаточного
панамериканского торгового блока протяженностью от Аляски до Огненной
Земли. Основные показатели ЕС и НАФТА в середине 90-х годов:
мал. 9
Южноамериканский общий рынок - МЕРКОСУР
Интеграционные процессы активизируются и в Южной Америке. В свое время
(начало 60-х годов) здесь планировалось создать "зону свободной торговли",
а затем образование Центральноамериканского общего рынка - ЦАОР. Однако
политический и экономический кризис не позволил реализовать эти планы.
К середине 90-х годов интеграционные процессы активизировались посредством
заключения в 1991 г. торгового пакта МЕРКОСУР между Аргентиной, Бразилией,
Уругваем и Парагваем. За годы своего существования общий рынок стран Южного
Конуса - МЕРКОСУР превратился в одну из самых динамичных интеграционных
группировок мира. Уже в 1998 г. почти 95% объема торговли между четырьмя
участниками объединения не облагаются пошлинами, а оставшиеся тарифы к
началу XXI века будут отменены.
Создание МЕРКОСУР привело к резкому увеличению взаимной торговли, расширению
торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми
группировками. Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, нарастают
инвестиции из-за рубежа. Успешная деятельность МЕРКОСУР оказывает заметное
влияние на политическую стабильность в регионе.
В отличие от западноевропейской интеграции это южноамериканское объединение
является показателем того, что разные по своему уровню государства могут
не только сосуществовать в единой организации, но и успешно сотрудничать.
Для этого требуется тщательная подготовка всех звеньев таких объединений;
высококвалифицированное руководство их деятельностью; умение найти для
каждой страны свое место в этом процессе, сгладить противоречия; желание
и умение идти на компромиссы.
Некоторые особенности интеграционного сотрудничества в Африке, в арабских
государствах
Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе и африканские
государства. В 1989 г. в северной части африканского континента был образован
Союз Арабского Ма-гриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко
и Туниса. Договор об этом союзе предусматривает организацию широкомасштабного
экономического сотрудничества на уровне региональной интеграции. Однако
регион Северной Африки представляет собой пять замкнутых в национальных
границах, обособленных друг от друга рынков.
Стремление других африканских стран к экономической интеграции означает
попытку отсталых, практически не имеющих между собой экономических связей
государств создать в отдельных субрегионах Африки подходящие условия для
развития промышленности, ориентированной на удовлетворение основных потребностей
внутреннего рынка. Образовывая экономические и таможенные союзы, африканские
страны планировали на основе скоординированной политики развивать взаимные
экономические связи. В результате предполагалось создавать в отдельных
регионах относительно емкие внутренние рынки как базу для модернизации
экономики. Интеграция рассматривалась как альтернативный путь развития,
во многом как способ достижения прогресса в "опоре на собственные
силы". Концепция "опоры на собственные силы" предполагает,
что структурная перестройка экономики может быть достигнута за счет использования,
прежде всего, местных ресурсов, всемерной мобилизации внутренних факторов
развития. Эта идея присутствует и в планах организации Африканского единства
по созданию к 2025 г. африканского экономического сообщества.
Практика интеграционных процессов в Африке, реализуемость провозглашаемых
руководителями африканских государств направлений углубленного сотрудничества,
показывают, что, в основном, все эти цели и задачи остаются лишь благими
пожеланиями. Экономическое сотрудничество бедных и отставших стран, в
традиционных его формах, не ведет к выходу из "порочного круга бедности",
не обеспечивает сколько-нибудь ощутимый прогресс. Вместе с тем, идея африканского
общего рынка, несмотря на все неудачи его создания, по-прежнему популярна
на континенте.
Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству отмечается
и среди арабских государств Персидского залива. С 1981 г. создан и функционирует
Совет по сотрудничеству ряда арабских государств, включающий Саудовскую
Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман ("нефтяная
шестерка"). В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического
сотрудничества центральноазиатских государств (ОЭС-ЭКО). Инициаторами
ее создания стали Иран, Пакистан и Турция. ОЭС-ЭКО, по замыслу учредителей,
должна стать прообразом будущего "Центральноазиатского общего рынка",
который должен включать в себя и мусульманские республики СНГ - среднеазиатские,
Казахстан, Азербайджан.
Говоря о сотрудничестве развивающихся стран ряда регионов, их стремлении
к интеграции, следует иметь в виду, что реальные интеграционные процессы
еще весьма слабы и различаются между собой по характеру, движущим факторам,
темпам развития. У большинства развивающихся стран практически нет интеграции
в ее подлинном, развитом виде, т. е. постоянно развивающегося и углубляющегося
процесса формирования непосредственных межстрановых связей на уровне как
отдельных фирм и предприятий, так и национальных хозяйств в целом. Экономическое
сотрудничество развивающихся стран, провозглашение ими интеграционных
целей, является лишь подготовительной ступенью реального интеграционного
процесса. Многие из провозглашенных интеграционных группировок в силу
незрелости социально-экономических отношений, примитивности и структурной
недифференцированности национальных хозяйств, неразвитости рыночной и
финансовой инфраструктур обрекали эти формирования либо на откровенное
прозябание, либо на полную неудачу.
Азиатско- Тихоокеанское экономическое сотрудничество - АТЭС
В конце XX века набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии.
Наиболее успешно на протяжении почти 30 лет действует Ассоциация стран
Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят один из четырех азиатских
"драконов" Сингапур, а также НИС "новой волны" - Малайзия,
Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества
в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства
стран - участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными
и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а
также отрегулированной формой сотрудничества. В планах
АСЕАН до 2000 г. - снизить таможенные пошлины стран - участниц в среднем
на 5% по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995 г. принято решение
о создании полноценной зоны свободной торговли в 2003 году, а при благоприятном
развитии событий - в 2000 году.
Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной
степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического
сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
(АТЭС) - это межправительственная организация, объединяющая 21 государство
региона. АТЭС (англ. аббревиатура АРЕС) была создана в 1989 г. по предложению
Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого
Океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада,
Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная
Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг,
Тайвань, Мексика, Чили, Папуа - Новая Гвинея, а в 1998 г.- Вьетнам, Перу
и Россия. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках
его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли,
инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых
министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.
Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе,
многие специалисты указывают на особые условия и своеобразие ее развития.
К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТР можно отнести
следующие:
во-первых, интеграционные процессы в организации АТЭС идут при ведущей
роли ТНК, Создающих почву для межгосударственного сотрудничества. Это
проявлялось, в частности, в том, что образование неправительственных региональных
экономических организаций - Тихоокеанского экономического совета (ТЭС)
в 1967 г. и Совета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС)
в 1980 г. намного опередило создание самого АТЭС. Вместе с тем, ТЭС и
СТЭС основывались на базе национальных комитетов, которые имели устойчивые
связи со своими правительствами и получали от них всестороннюю поддержку;
во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с существенно разными
уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими
системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней объединяются
две великие экономические державы XX века - США и Япония, а также экономический
гигант XXI века - Китай. Что касается Японии, то АТЭС является единственной
международной структурой интеграционного типа, куда входит эта держава.
Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и Тайвань, непростые взаимоотношения
между которыми требуют благоприятных внешних условий;
в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные экономические
союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т. е. допускает
разные уровни интеграции, например, по степени либерализации внешней торговли;
в-четвертых, идеология тихоокеанского "открытого регионализма",
развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интеграцию как элемент
экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает
как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения региональных
экономических союзов. Концепция "открытого регионализма" предполагает.
также, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение
товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу
от протекционизма, стимулируются внутрирегиональные экономические связи.
В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока.
Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития
экономической интеграции, т. е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов
и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не о зоне свободной
торговли, а об "открытой экономической ассоциации".
В середине 90-х годов на страны АТЭС приходилось 38,2% населения мира
и 55,7% его ВВП. В то время как на ЕС, например, соответственно, 6,7%
и 20,5%. Близкие к ЕС удельные веса имеют и страны НАФТА. На АТЭС приходится
также 43,9% объема мировой торговли товарами, 32,9% - услугами и 64,1%
- экспорта технологий. В сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональных
сделок в рамках АТЭС у входящих в нее стран составляла 70%, в то время
как у стран ЕС
этот показатель достигал 55%. Весьма быстрыми темпами растет товарооборот
между тремя главными участниками АТЭС: Японией, США и Юго-Восточной Азией
(без учета Японии).
По некоторым оценкам, среднегодовые темпы экономического прироста АТЭС
до 2000 г. составят 3-3,5%. Причем, азиатские страны в этом отношении
будут значительно опережать своих промышленно более развитых западных
партнеров. Высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные
потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в
XXI веке А ТЭС станет стержнем экономического роста мира.
|