Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления.
|
Глава 11
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
11.4. Экономические отношения России с региональными интеграционными
группировками
В 90-е годы Россия сделала существенные шаги в налаживании контактов с
ведущими зарубежными интеграционными группировками по различным направлениям
экономического сотрудничества. Определяющим направлением российской внешней
политики в эти годы были страны Западной Европы и, прежде всего, страны
ЕС.
Россия и ЕС
Существуют две основные точки зрения на отношения России с ЕС. Сторонники
одной считают вполне необходимым и возможным курс на всемерное сближение
с ЕС для того, чтобы в перспективе вступить в тесный экономический союз.
Согласно ст. 237 Римского договора и ст. "О" Маастрихтского
договора любая европейская страна может претендовать на членство в Европейском
Союзе. Представители другой позиции полагают, что присоединение России
к ЕС будет означать для него "гибель, потерю управляемости, растворение".
Думается, что в ближайшей перспективе вопрос о возможности присоединения
России к ЕС не актуален. Гораздо более насущны вопросы выполнения соглашения
о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанного в середине
1994 г. и ратифицированного в конце 1996 г. Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве (СПС) создает устойчивый, построенный на основе международного
права, режим экономического взаимодействия, охватывающий, в основном,
всю торговлю товарами между Россией и ЕС, трансграничную торговлю услугами,
движение капиталов, учреждение и деятельность компаний.
Значение СПС заключается в
том, что в последние годы ЕС превратился в главного партнера России в
международном сотрудничестве. В стратегическом плане ЕС, располагающий
мощным торгово-промышленным и финансовым потенциалом, будет и впредь играть
ведущую роль в российских внешнеэкономических связях. ЕС выступает как
серьезный импортер энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу
современного российского экспорта. На его долю приходится 35 процентов
товарооборота России.
В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве для товаров
ЕС и России устанавливается национальный режим. Это означает, что российские
товары на рынке ЕС и товары ЕС на рынке России не могут облагаться налогами
и сборами более высокими, чем отечественные товары.
В соответствии с Соглашением отменяются количественные ограничения (квоты)
на ввоз в европейские страны российских товаров, за исключением текстиля,
стали, ядерных материалов, торговля которыми должна регулироваться отдельными
соглашениями.
Соглашение обязывает Россию и ЕС обеспечивать адекватную и эффективную
защиту прав на интеллектуальную и промышленную собственность.
По основным направлениям сотрудничества, оговоренным в соглашении, ЕС
будет оказывать России поддержку через ТАСИС - ведущую программу предоставления
субсидий бывшим республикам СССР и Монголии. Общий объем средств, предоставленных
России в 1991-1995 гг. в рамках ТАСИС, составил почти 800 млн. экю (т.
е. свыше 1 млрд. долл.). В целом Соглашение открывает широкие возможности
по сближению России и ЕС, и ее включению в мировое хозяйство. Однако потребуется
немало обоюдных усилий, чтобы в полном объеме реализовать эти возможности.
ЕС, формируя свою политику по отношению к России, рассматривает ее как
важную и самостоятельную силу в будущей архитектуре Европы. ЕС обязуется
способствовать необратимости их экономических реформ, ее интеграции в
мировую экономику на основе рыночных законов, скорейшему принятию в ВТО
и другие международные экономические организации.
Направления и особенности этого сотрудничества будут во многом зависеть
как от развития и трансформации самого ЕС, так и от развертывания процессов
интеграции в рамках СНГ. По мнению российских специалистов главным вопросом
в экономических взаимоотношениях России и ЕС в ближайшем десятилетии станет
создание зоны свободной торговли и разработка механизма ее функционирования.
Россия и А ТЭС
Ориентируя свою внешнеэкономическую политику на всемерное сотрудничество
с ЕС, Россия с середины 90-х годов начинает все больше внимания уделять
развитию экономических отношений с другими региональными интеграционными
группировками. И, прежде всего, с Азиатско-Тихоокеанским регионом, с АТЭС.
В физико-географическом отношении принадлежность России к АТР неоспорима.
Из общего объема внутрирегионального товарообмена в странах Азиатско-Тихоокеанского
региона, оцениваемого примерно в 2 трлн. долл., на долю России приходится
около 1%. Это не сообразуется с ее статусом великой азиатско-тихоокеанской
державы, не соответствует потенциалу ее экономики. Европейская ориентированность
страны мешала увидеть на Востоке новые реалии будущего мира.
Российские правительственные, деловые, научные круги участвуют в такой
форме интеграционной деятельности, как разработка и осуществление многосторонних
проектов. Это, например, проект ПРООН по развитию района реки Туманной
на стыке границ России, Китая и КНДР, проект развития экономической зоны
Японского моря, проекты строительства магистральных газопроводов, линий
передач и телекоммуникаций, проходящих через территории нескольких стран,
уже начатое силами международных консорциумов освоение нефтегазовых ресурсов
о. Сахалин и др. Для российских восточных регионов все более важным становится
регулирование международной трудовой миграции. В перспективе Россия должна
активизироваться на финансовом рынке Азиатско-Тихоокеанского региона.
Таким образом, Россия фактически участвует в различных формах интеграционного
процесса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но еще довольно слабо влияет
на организацию и регулирование этого процесса.
Интеграция в АТР в рамках АТЭС может осуществляться для России по более
удобным правилам, нежели интеграционные процессы с ЕС. При гипотетическом
вступлении в ЕС Россия обязана будет выполнять все требования Союза, выработанные
без нее. АТЭС - молодая, растущая группировка. В ней допускается деятельность
на; основе индивидуальных планов стран, критерии членства также не универсальны.
Поэтому, интегрируясь в Азиатско-Тихоокеанский регион, Россия сохраняет
возможности отстаивать свои приоритеты, защищать интересы при построении
интеграционных механизмов.
В области международного экономического сотрудничества Россия стоит перед
непростым выбором. Идти ускоренным путем по пути все более тесных связей
с западноевропейской интеграционной группировкой, не забывая растущую
перспективность экономической интеграции в Восточной Азии, или же на первом
плане должен быть процесс реинтеграции бывших республик Советского Союза,
восстановление порванных связей с бывшими странами СЭВ. Нынешняя внешнеэкономическая
политика России в значительной степени свидетельствует о попытках совмещения
этих двух подходов. Насколько такие действия окажутся успешными, покажет
ближайшее будущее.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Мишель Пебро. Международные экономические, валютные и финансовые отношения
- М., 1994.
2. Вольфганг Хойер. Как делать бизнес в Европе.- М., 1992.
3. 1992 год: новые контуры Западной Европы / Под ред. В. А. Мартынова
- М., 1992.
4. П. X. Линдерт. Экономика мирохозяйственных связей.- М., 1992.
5. История европейской интеграции.- М., 1996.
|