Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления.
|
Глава 11
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
11.2. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции
Свое наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной
Европе. Помимо объективных экономических процессов, западноевропейская
интеграция подпитывалась идеями единой Европы, выдвигаемыми многими европейскими
политическими, общественными деятелями и мыслителями, среди которых В.
Гюго, И. Кант и др.
Современная история образования и развития Европейского Союза (ЕС) начинается
с 1951 года. В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении
угля и стали (ЕОУС), в который вошяи 6 стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия,
Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской
интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957
года, когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического
сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
В состав общества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом
определило высокие темпы его экономического роста на протяжении последующих
15 лет.
Развитие западноевропейской
интеграции с конца 50-х годов до настоящего времени протекало неравномерно
и относительно противоречиво. Вместе с тем, цели и задачи, поставленные
при образовании Европейского экономического сообщества на протяжении всего
его осуществления, реализовывались достаточно последовательно и успешно.
Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно
разделить на 4 этапа.
Первый этап (конец 50-х - середина 70-х годов) считается "золотым
веком" в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием Таможенного
союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением
в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.
Конкретными целями создания ЕЭС или, как часто называли его, "Общего
рынка" были:
- постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
- установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
- ликвидация ограничений для свободного передвижения "людей, капиталов,
услуг";
- разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского
хозяйства;
- создание валютного союза;
- унификация налоговой системы;
- сближение законодательства;
- разработка принципов согласования экономической политики.
В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая
структура - Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский
совет, Европейский суд, Европейский парламент.
Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка
товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был
создан Таможенный союз. Именно Таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках
Таможенного союза были:
- ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц;
- установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;
- достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов,
предоставления услуг;
- обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.
Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно
делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установления
коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и финансирования
через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой
системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены
для многих сельскохозяйственных продуктов стран - членов ЕС.
Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных монополий
стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в экономику
стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран - участниц
Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа,
обращенной к внешнему рынку.
Второй этап (середина 70-х - середина 80-х годов) вошел в историю ЕС в
основном как застойный период. Хотя в этот период странам - членам ЕС
удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать
механизм внешнеполитических консультаций, все же проявившиеся негативные
тенденции привели к серьезному кризису западноевропейской экономической
интеграции, получившему название евросклероз. В 70-е и начале 80-х годов
разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением
в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку
ее экономика находилась на значительно более низком уровне по сравнению
с другими участниками Сообщества.
Третий этап (вторая половина 80-х - начало 90-х годов) - этап дальнейшего
расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии
привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На
момент вступления в ЕЭС душевой доход в Португалии составлял примерно
половину среднего по ЕЭС, в Испании - около 3/4. В новых странах - участницах
примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС
- один из тринадцати. Вместе с тем, именно этот период характеризуется
новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными
прежде всего с принятием Единого европейского акта (ЕЕА).
В ЕЕА подтверждалась общая цель стран - участниц Сообщества - создание
Европейского Союза - объединения, которое представляет собой политический
альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень
их экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества,
но и согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности.
Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания
единого экономического пространства, в котором разные страны - члены ЕЭС
составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием Единого европейского
акта усилились интеграционные процессы стран - членов Сообщества в области
микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального
развития, социальных отношений. В начале 90-х годов страны - члены ЕС
практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились
к формированию валютно-экономического и политического союзов.
Четвертый этап (середина 90-х годов - начало XXI века). В соответствии
с положением Единого европейского акта с 1 января 1993 г. было введено
свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества.
Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство,
означающее вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.
На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) Европейское экономическое
сообщество трансформировалось с 1 января 1994 г. в Европейский Союз с
числом стран - участниц, возросших до 15. В рамках ЕС осуществляется создание
полностью единого внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного
сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правами
эмиссии единой валюты ЕВРО, образование единого западноевропейского пространства
без внутренних границ.
Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствие противоречий
и трудностей этого процесса. Выше уже отмечались межстрановые и внутристрановые
диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС. Значительные
проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой аграрной
политики, единых централизованных цен на основные виды сельскохозяйственной
продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение конкурентоспособности
европейских товаров на международных рынках, сокращение доли ЕС в мировой
торговле, отставание от США в компьютеризации и др.
Европейская ассоциация свободной торговли
Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только границами
ЕС: с начала 60-х годов существует Европейская ассоциация свободной торговли
(ЕАСТ). ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных
координирующих институтов. ЕАСТ во главу угла ставит экономическое сотрудничество.
В первую очередь она содействовала либерализации торговли и устранению
таможенных барьеров.
Страны - члены ЕАСТ (в 80-е годы их было 7, в середине 90-х годов - 4
- Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария) добровольно присоединяются
к тому или иному торгово-экономическому соглашению с третьими странами,
а также обладают суверенным правом устанавливать в отношении этих стран
любые таможенные тарифы. В торговле между странами - членами Европейской
ассоциации свободной торговли режим свободного беспошлинного торгового
оборота действует только в отношении промышленных товаров, так как действие
конвенции ЕАСТ не распространяется на сельскохозяйственную продукцию.
В 1972 г. каждое государство, входящее в ЕАСТ, подписало соглашение с
ЕЭС/ЕС, в соответствии с которым постепенно были снижены пошлины и количественные
ограничения на промышленные товары. Беспошлинная торговля между этими
странами базируется на системе сложных правил, разработанных в зависимости
от происхождения товара. Из-за отсутствия единого таможенного тарифа внутри
ЕАСТ свобода беспошлинной торговли существует только для товаров, произведенных
в странах - членах.
В 1994 г. ЕАСТ и ЕС подписали соглашение об образовании "единого
экономического пространства" (ЕЭП), в которое из западноевропейских
стран не вошла только Швейцария. Основополагающий принцип соглашения -
свободное перемещение капиталов, товаров, услуг и физических лиц.
Следует подчеркнуть, что ЕЭП не является таможенным союзом. Входящие в
него государства в рамках структур ЕС и ЕАСТ не имеют ни единой торговой
политики, ни общих таможенных тарифов по отношению к третьим странам.
Единое экономическое пространство возглавляет совет, состоящий из министров
государств - участников соглашения.
Несмотря на высокий уровень развития входящих в нее государств и взаимных
экономических связей между ними, ЕАСТ не стала полноценной интеграционной
группировкой. Фактически она явилась своеобразным "подготовительным
классом" для новых членов ЕЭС/ЕС. В настоящее время многие члены
ЕАСТ рассматривают ее как потенциальную зону свободной торговли между
восточноевропейскими и западноевропейскими странами. Европейская ассоциация
свободной торговли приветствовала создание в начале 1996 г. центральноевропейской
зоны свободной торговли из 12 стран. Не исключено, что со временем эти
государства пополнят ЕАСТ, членство в которой станет для них первым шагом
на пути в ЕС.
Экономическая мощь ЕС, динамичность его расширения и сильная зависимость
отдельных стран Западной Европы от торговли с ним, как считает Вольфганг
Хойер, автор известной книги "Как делать бизнес в Европе", в
ближайшем будущем поставят перед остальными странами альтернативу: либо
вступить в ЕС и частично отказаться от своего суверенитета, но зато воспользоваться
всеми возможностями крупнейших рынков мира, либо оставаться в стороне,
отрезать себе путь к участию в процессе объединения Западной Европы со
всеми отрицательными последствиями для собственной экономики.
Центральноевропейское соглашение о свободной торговле
После прекращения деятельности интеграционной группировки бывших социалистических
государств - Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), бывшие члены этой
организации не отказались от углубленного сотрудничества. В 1990 г. они
образовали свою интеграционную группировку "Вышеградскую тройку",
в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия. После распада Чехословакии
эта группировка преобразовалась в "Вышеградскую четверку". С
1 марта 1993 г. в рамках этой группировки вступило в силу Центральноевропейское
соглашение о свободной торговле (СЕФТА), предусматривающее постепенное
взаимное снижение пошлин. Этот шаг был продиктован тем, что, несмотря
на специальные так называемые "европейские соглашения" с ЕС,
каждой из "Вышеградской четверки", их торгово-экономические
отношения развиваются в целом малоудовлетворительно, Поэтому для сохранения
и приумножения наработанных за последние десятилетия торгово-экономических
связей Центральной Европы и была создана эта интеграционная группировка.
С сентября 1995 г. СЕФТА приобрела статус открытой организации. Важным
принципом деятельности СЕФТА стало то, что "внутренние рынки открываются
не для конкуренции, а чтобы дополнять друг друга". К договору может
присоединиться любое государство при условии его членства во Всемирной
торговой организации и наличии у него договоров о свободной торговле с
ЕС и каждым из участников СЕФТА. По прогнозам экспертов к началу XXI века
в СЕФТА могут войти Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Население,
проживающее в этой зоне, составит свыше 120 млн. человек. При этом только
30% товаров, циркулирующих в рамках СЕФТА, будет облагаться налогами.
В середине 1998 г. была учреждена новая международная региональная организация
с участием ряда европейских государств - Черноморское экономическое сотрудничество
(ЧЭС). Членами ЧЭС "стали 11 государств: Азербайджан, Албания, Армения,
Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Румыния, Турция, Украина и Россия.
Интерес к участию ЧЭС проявляют также Казахстан, Узбекистан, Франция,
Иран. Фактически ЧЭС до ее официального создания уже функционировала в
течение 5 лет. Реализации планов торгово-экономического сотрудничества
в регионе серьезно мешает ряд конфликтов и нерешенных территориальных
проблем, в частности, в Косово, Абхазии, Нагорном Карабахе.
|