Библиотека Воеводина _ "Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства" / В.В. Томилов и др. ... ГЛАВА III. Основы формирования механизма интрапренерства ... 3.2. Методические основы анализа ресурсной базы интрапренерства и выбора предпочтительного направления его развития ... экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии Библиотека Воеводина: экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии

Библиотека Воеводина ... Главная страница   
"Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства" / В.В. Томилов, А.А. Крупанин, Т.Д. Хакунов_ Оглавление





Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

ГЛАВА 3. Основы формирования механизма интрапренерства

3.2. Методические основы анализа ресурсной базы интрапренерства и выбора предпочтительного направления его развития

Современная ситуация в экономике России привела к недозагрузке производственных мощностей многих предприятий. Их отдельные структурные подразделения полностью или частично исключены из производственно-хозяйственной деятельности. Это не внутрипроизводственные резервы, а внепроизводственные. Именно они в современных условиях могут рассматриваться в качестве материальной основы для предпринимательской деятельности (рис. 3.3).

Рис.3.3. Источники предпринимательских ресурсов базового предприятия
Рис.3.3. Источники предпринимательских ресурсов базового предприятия

При анализе внутренней среды необходимо совместить поиск внепроизводственных резервов с внутрипроизводственными [87].
Выявление этих резервов позволяет сконцентрировать производственный процесс, а ряд ведущих производственных подразделений можно высвободить для коммерциализации или развития предпринимательства.
Рассмотрим методы исследования внутренней среды маркетинга, то есть анализа производственно-хозяйственной деятельности с целью выявления его резервов, когда изучаются резервы производственной мощности, площадей, оборудования, сырья, трудовых ресурсов (см. рис. 3.4).
В экономической науке проблемы оптимального использования производственных ресурсов рассматриваются довольно подробно. Причем особое внимание уделяется внутрипроизводственным резервам, связанным прежде всего с интенсификацией производственного процесса. Их классификация по В.Ф. Литвицкому представлена в приложении 4. Резервы в этой классификации распределяются по группам (номера 1,2, 3 и т. д), по видам (1.1, 1.2, 1.3 и т. д.) и по факторам использования (1.1.2, 1.1.3, и т. д.). Она может быть использована при выявлении резервов предприятия на начальной стадии развития интрапренерства.
Особое место во внутрипроизводственных резервах занимают резервы использования основных фондов. Они представляют различные технические, экономические и организационные возможности лучшего использования оборудования и производственных площадей. Формирование этих резервов возможно за счет лучшего использования оборудования, его модернизации и обновления, рационализации планировки, совершенствования вспомогательного обслуживания и т. д.
Поиск резервов производства должен вестись как в целом, так и по всем структурным подразделениям, службам и отделам предприятия. В качестве показателей, свидетельствующих о наличии резервов можно назвать:
КМ? 1 - коэффициент, показывающий отношение всего объема выпуска
товарной продукции к среднегодовой мощности;
КС? 2 - средний коэффициент сменности работы производственных подразделений;
КР.В.? 1 - средний коэффициент использования рабочего времени;
КИР? 1 - коэффициент соответствия расчетного количества рабочих, необходимых для выполнения годовой программы, фактическому;
КИО? 1 - коэффициент использования оборудования - соотношение расчетного количества технологического оборудования к фактическому;
КИС? 1- степень соответствия количества имеющихся рабочих мест и практически работающих;
КИС? 1 - коэффициент использования сырья, равный отношению количества технологических и прочих отходов, материалов к использованному в продукции.

Рис.3.4. Виды резервов базового предприятия, создающие материальные возможности предпринимательства

Рис.3.4. Виды резервов базового предприятия, создающие материальные возможности предпринимательства

По доступности можно выделить три уровня резервов:
1-й - Имеющиеся в наличии свободные резервы: свободные площади, неиспользуемое оборудование, неиспользованное сырье, рабочие, находящиеся в отпуске без содержания, нереализованные, невостребованные изобретения, рационализаторские предложения и т. п.
2-й - Плохо используемые площади, оборудование и т. п.
З-й - Неинтенсивно используемые вещественные элементы производственного процесса.
Для реализации резервов 1-го уровня нужно провести их инвентаризацию и проявить инициативу по их использованию в предпринимательстве.
Для реализации резервов 2-го уровня надо: проанализировать степень загрузки производственных мощностей, степень неиспользования имеющихся ресурсов; перегруппировать работы так, чтобы за счет полной загрузки отдельных структурных подразделений, единиц оборудования и т. п. высвободить другие вещественные элементы производственного процесса для их использования в предпринимательской деятельности.
Для реализации резервов 3-го уровня надо проанализировать степень интенсивности использования производственных мощностей, оборудования и ресурсов и внедрить комплекс мероприятий по повышению эффективности производственного процесса. Это поможет высвободить часть производственных площадей, оборудования, ресурсов и работников, которые могут быть использованы в предпринимательстве.
Возможность использования выявленных ресурсов в качестве материальной основы для развития предпринимательства может быть установлена исходя из средних показателей типичного малого предприятия: количество рабочих - около 20 чел.; производственная площадь - около 100 м2; количество оборудования - около 10 ед. [12]. На рис. 3.5 представлен логический алгоритм анализа резервов производственных площадей.
Алгоритм включает в себя следующие процедуры:
1. Инвентаризация всех площадей предприятия и установление свободных от выполнения производственной программы.
Анализ наличия свободных площадей:
да, при наличии свободных площадей переход к процедуре 2;
нет, при отсутствии свободных площадей переход к процедуре 3.
2. Изучение характера и степени использования помещений производственных подразделений (по времени).
2а. Анализ возможности уплотнения и формирования резервов:
да, есть возможность - переход к процедуре 4;
нет, - переход к процедуре 3
3. Оценка степени интенсивности использования площадей и оборудования.
За. Анализ возможности высвобождения площади за счет интенсификации использования производственных мощностей:
да, переход к процедуре 4;
нет, резерв данного рода отсутствует.
4. Перераспределение загрузки оборудования и площадей.

Рис.3.5. Алгоритм анализа резервов производственных площадей
Рис.3.5. Алгоритм анализа резервов производственных площадей

4а. Анализируется возможность высвобождения площадей за счет перегруппировки, перезагрузки:
да, - переход к процедуре 5;
нет, внутрипроизводственные резервы не могут быть использованы.
5. Определяется общий резерв площадей и возможность их передачи для предпринимательской деятельности.
При анализе резервов сырья выясняют наличие всех видов производственных отходов (металла, дерева, пластмасс и т. п.) на всех этапах технологического процесса (обрезки на заготовительном участке, стружки, опилки на участках металлообработки и т. п.). Кроме этого в качестве резервов сырья могут быть использованы бракованные изделия.
Анализ резервов сырья необходимо проводить в следующей последовательности:
1. Уточняется номенклатура отходов, они классифицируются по химическому составу, по размеру, физическому состоянию и т. п.
2. Рассчитывается годовое количество отходов сырья, соответствующее годовой производственной программе.
3. Уточняется наличие и количество отходов, скопившихся на предприятии за прошлые годы.
4. Составляется ведомость резервов сырья с данными по его видам, годовым запасам, общему количеству.
Результатом анализа всех ресурсов является реестр предпринимательских ресурсов, сгруппированных по уровню готовности к реализации:
1. Свободные ресурсы, готовые к реализации.
2. Ресурсы, которые можно высвободить за счет несложных организационных мероприятий (по организации труда, производства и управления).
3. Ресурсы, которые можно высвободить за счет сложных органи-зационно-технических мероприятий.
Выбор предпочтительных направлений предпринимательской деятельности связан с вопросом наиболее полного и эффективного использования выявленных выше резервов предприятия. Для этого следует прежде всего провести анализ значимости выявленных материальных ресурсов предпринимательства. Значимость характеризуется кортежем параметров:

где:
ЗPJ - значимость j-ого ресурса;
Цpj - цена j-ого ресурса;
Ppj - реализуемость j-ого ресурса;
Bpj - применимость j-ого ресурса в предпринимательстве.
Цена j-го ресурса (Црj) определяется с одной стороны его балансовой стоимостью, с другой - рыночной, сложившейся на данный период.
В зависимости от цены ресурсов на основе рейтинга устанавливается относительная ценностная значимость каждого. Для приведения к единой размерности с другими показателями, необходимо сгруппировать ресурсы по 3-м категориям ценности:
1-я - не выше балансовой стоимости; (или ресурс минимальной стоимости);
2-я - превышающая балансовую стоимость в 2-3 раза (ресурс средней сменности);
3-я - превышающая балансовую стоимость в 10 и более раз (ресурс максимальной стоимости).
Реализуемость так же можно оценить по 3-м категориям:
1-я - отсутствие спроса на данный ресурс;
2-я - ограниченный спрос на данный ресурс;
3-я - повышенный спрос на данный ресурс.
Для ее изучения применяются стандартные методы анализа спроса, достаточно детально проработанные в теории и на практике современного маркетинга.
Применимость ресурсов в предпринимательской деятельности обусловлена специфическими качественными характеристиками, ограничивающими возможность их использования, определенной спецификой производственно-хозяйственной деятельности. Так при выполнении различных видов работ предъявляются разные конструктивные (санитарные, противопожарные и т. п.) требования к помещениям. Очевидно, что в каждом конкретном случае площадь может подходить для определенного рода работ или не подходить. Для анализа применимости площадей можно оценить их по 3-м категориям:
1-я - площади, которые можно использовать для выполнения ограниченного круга специфических работ (темные, низкие, с минимальной нагрузкой на перекрытия и т. д.).
2-я - площади, имеющие определенные ограничения;
3-я - площади не имевшие ограничений ни для какого вида деятельности;
Применимость оборудования определяется степенью его специализации.
1-я - высокоспециализированное оборудование, предназначенное для выполнения определенной работы;
2-я - специализированное в определенном диапазоне (переналаживающееся);
3-я - универсальное, используемое для выполнения широкого круга работ.
Применимость сырья так же определяется степенью его специфичности:
1-я - используется только для изготовления определенной продукции;
2-я - используется для изготовления продукции определенного вида (назначения);
3-я - широко используется для изготовления множества видов продукции.
Если поиск предпринимательской идеи базируется на первоочередном использовании имеющихся материальных ресурсов предпринимательства, то чем выше применяемость ресурса, тем больше базирующихся на его использовании предпринимательских идей, тем больше значимость данного ресурса.
Общая оценка значимости ресурса определяется по формуле:
Озрj = Оцj + Орj + Олj
где:
Озрj -суммарная оценка значимости j -ого ресурса;
Оцj - рейтинговая оценка ценовой значимости;
Орj - - категория реализуемости j'-ого ресурса;
Олj - категория применимости j -ого ресурса.
Оценка значимости используется для целенаправленного перебора возможных предпринимательских идей от Озрj R max в сторону его уменьшения.
При выборе предпочтительных предпринимательских идей надо учитывать следующие требования:
1.Пригодность идеи для достижения главной цели развития предпринимательства.
2. Реализуемость предпринимательской деятельности с максимальным использованием имеющихся материальных ресурсов.
3. Максимальная эффективность будущей предпринимательской деятельности.
Отбор предпринимательских идей с точки зрения достижения цели
интрапренерства осуществляется следующим образом:
если цель базового предприятия - выживаемость, то, очевидно, необходимо выбирать предпринимательские идеи, которые за короткое время дадут максимальный экономический эффект, то есть D ЭR max, при (t1-t0) R min;
если целью является получение дополнительного экономического эффекта, то очевидно отбираются предпринимательские идеи, дающие наибольший экономический эффект за 3 года;
если целью является создание технологического и продуктового задела на перспективу, то отбираются предпринимательские идеи, основанные на новой технологии, новых изобретениях, которые в перспективе могут стать основой для эффективной деятельности как базовой, так и предпринимательской структур, то есть интрапренерство в целом: ЭИ(t) R max.
При выборе предпринимательской идеи для перспективного развития предприятия необходимо решать вопрос об эффективности инвестиций в тот или иной перспективный бизнес. При этом необходимо проанализировать перспективы и тенденции: роста рынка, баланса спроса и предложения в данной отрасли, ценовую политику, возможные затраты, будущую рыночную долю предприятия, конкурентноспособность производства, эффективность в данной области, факторы окружающей среды будущего бизнеса.
При выборе перспективных направлений предпринимательской деятельности в качестве оценки сектора бизнеса можно воспользоваться показателями скорости роста рынка (по методу компании "Шелл"). Система оценки приводится в таблице 3.3.

Таблица 3.3

Скорость роста сектора

Рейтинг

Характер

0-3

*

минимальный

3-5

**

ниже среднего

5-7

***

средний

7-10

****

выше среднего

10 и выше

*****

максимальный

Для оценки реализуемости предпринимательских идей можно использовать их разбивку по категориям:
1-я категория - при реализации данных предпринимательских идей материальные ресурсы базового предприятия не могут быть использованы;
2-я категория- при реализации данных предпринимательских идей материальные ресурсы используются частично (около 50% от требуемых).
3-я категория- реализация данных предпринимательских идей на 80-100% базируется на использовании имеющихся материальных ресурсов.
Поиск предпринимательских идей ведется на основе сбора и анализа научно-технической информации, анализа неудовлетворенного и потенциального спроса населения, анализа возможных путей изменения параметров выпускаемых изделий. Методы генерации, анализа, поиска предпринимательских идей достаточно разнообразны и описаны в специальной литературе (см. приложение 5) [1].
На рис. 3.7 дается укрупненный алгоритм выбора предпочтительных предпринимательских идей. Этот выбор происходит следующим образом:
1. Формируется базовый массив возможных предпринимательских идей.
1а. Анализируется их соответствие с целью базового предприятия:
да, - имеются предпринимательские идеи, соответствующие поставленным целям - переход к процедуре 2;
нет, т. е. такие предпринимательские идеи отсутствуют - возврат к процедуре 1.
2. Анализируется возможность реализации отобранных предпринимательских идей.
2а. - да, реализуются предпринимательские идеи;
- нет, - возврат к процедуре 1.

Рис. 3.7. Укрупненный алгоритм выбора предпочтительной предпринимательской идеи
Рис. 3.7. Укрупненный алгоритм выбора предпочтительной предпринимательской идеи

<< ГЛАВА III. 3.1. Маркетинговая концепция формирования интрапренерства в системе предпринимательства
ГЛАВА III. 3.3. Апробация методических положений по формированию интрапренерства в организационно-производственных структурах >>

"Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства" / В.В. Томилов, А.А. Крупанин, Т.Д. Хакунов_ Оглавление
Библиотека Воеводина ... Главная страница