Библиотека Воеводина _ "Международный менеджмент" / Г.М. Голобокова ... экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии Библиотека Воеводина: экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии



Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Международный менеджмент" / Г.М. Голобокова _ Оглавление




Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

7. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖФИРМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

7.1. Монополистические структуры

Возникновение монополистических структур обусловлено, прежде всего, концентрацией производства и капитала. Монополистические структуры обеспечивают доминирующее положение одной или нескольких фирм на рынке, которое определяется их значительным удельным весом в общем объеме реализации товаров или услуг.
Термин "монополия" означает, в переводе с греческого, "единственный продавец". Впервые этот термин появился в США в то время, когда образование фирмы сопровождалось получением от властей специальных документов ("патентов"), дающих фирме права и привилегии, не доступные другим фирмам. Поэтому указы о создании предприятия назывались "дарованиями монополии".
В настоящее время термином "монополия" обозначаются:
господствующее положение на рынке одной фирмы (монополиста);
объединение нескольких фирм, доминирующих на рынке;
предоставление государством одной или нескольким фирмам исключительного права осуществления какого-либо вида деятельности.
Фирма - монополист является единственным производителем в данной отрасли, ее продукция не имеет близких товаров-субститутов; кроме того, фирма ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. Как правило, монополистом является крупная фирма, располагающая большими финансовыми возможностями. У такой фирмы существует реальная возможность временного снижения цен до уровня ниже издержек производства с тем, чтобы завоевать господствующее положение на рынке в случае появления конкуренции.
Монополия оказывает давление на рынок высокой ценой, низким качеством производимой продукции, малым ассортиментом товаров. Также монополия традиционно порождает тенденцию к торможению научно-технического прогресса.
Монополистические объединения фирм на рынке могут проявляться в нескольких формах.
1. Картель. В рамках картельного соглашения юридически и хозяйственно самостоятельные фирмы объединяют функции закупки и продажи, согласовывают свои цели и условия (сроки, цены, качество товаров) в тех вопросах, где лежит источник наиболее острой конкуренции. Международные картели создаются на базе соглашений между компаниями различных стран и согласовывают условия взаимодействия по широкому кругу внешнеторговых операций.
Участниками картельных соглашений могут быть монополии-гиганты, а также мелкие и средние фирмы.
Организация внешнеторговых операций в рамках картелей может принимать различные формы:
прямой независимый сбыт продукции членами картеля на согласованных условиях;
сбыт через торговые ассоциации;
сбыт через экспортные компании и централизованные агентства.
Картель не является тесно сплоченной организацией, так как юридически основывается лишь на договоре, заключаемом обычно на небольшой срок. В связи с этим картелю могут угрожать некоторые опасности, такие, как нарушение договора членами картеля, ограниченный срок действия, конкуренция со стороны аутсайдеров и т.п. Поэтому участники картеля нередко переходят к более тесным коалиционным соглашениям, например таким, как синдикат.
2. Синдикат имеет более прочную юридическую форму, чем картель. Как правило, это акционерное общество или товарищество. Синдикат сосредоточивает все функции, связанные с внешнеторговой деятельностью. Его участники заняты только производством, все остальные функции берет на себя правление синдиката.
Часто борьба за долю участия в производстве (следовательно, и прибыли) ведет к разрушению синдиката или образованию треста.
3. Сущность треста заключается в растворении отдельных членов в общем предприятии, в объединении капитала, производства, сбыта, рисков и прибыли. Иными словами, отдельные предприятия теряют свою самостоятельность. Тресты создаются с целью увеличения хозяйственной мощи, устранения конкуренции и дезорганизующего влияния рынка.
4. Консорциум. Создается как добровольное объединение компаний (банковских, промышленных, торговых и т.п.) для реализации крупных инвестиционных программ и проектов. Как правило, консорциумы создаются не только из-за желания сконцентрировать средства, но и разделить финансовый и политический риск с партнерами. В большинстве случаев члены консорциума объединяют усилия для получения дорогостоящих заказов и подрядов.
В условиях сохранения и ужесточения антимонопольной политики государств консорциумы являются наиболее мобильной формой монополистических объединений, что дает им возможность реализации преимуществ во внешнеэкономической сфере.
5. В современных условиях широкое распространение получила олигополия - монополизация рынков и отраслей несколькими фирмами, не связанными юридически, которые в совокупности занимают господствующее положение. Возникают олигополии на базе концентрации значительной или преобладающей части производства и капитала отрасли у ограниченного числа крупных компаний. В основе олигополий лежит заключение горизонтальных (между фирмами, находящимися на одном хозяйственном уровне) и вертикальных (субъекты занимают различное хозяйственное положение) соглашений. Характеризуется олигополия изменяющимся соотношением монопольно-регулирующих и конкурентных сил и образует фундамент современного хозяйственного механизма.
Однако усиление конкуренции и интернационализация мирового хозяйства значительно подорвали монопольно-регулирующие силы в рамках многих национальных олигополий. Одновременно сложились олигополистические структуры по отдельным отраслям в масштабе всего мирового хозяйства (электронная, автомобильная, фармацевтическая и электротехническая промышленность).

<< 6.4. Дочерние компании по управлению заграничной деятельностью
7.2. Конкуренция >>