Библиотека Воеводина _ "Международный менеджмент" / Г.М. Голобокова ... экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии Библиотека Воеводина: экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии



Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Международный менеджмент" / Г.М. Голобокова _ Оглавление




Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

4. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ, ДЕЙСТВУЮЩИМИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

4.1. Изменение управленческой парадигмы в условиях мировой экономики

Изменения, происходящие в мировой рыночной системе, привели к необходимости разработки новой управленческой парадигмы - системы идей и представлений, способной разрешить возникшие в науке противоречия, дать объяснение накопившемуся эмпирическому материалу и открыть путь к дальнейшему углублению знания.
Переход к новой парадигме осуществляется по схеме "вызов - ответ" и назревает тогда, когда наука оказывается не в состоянии связать воедино и объяснить все большее количество фактов и явлений. Действительность бросает вызов науке, и новая парадигма является ответом на него. Ключевыми моментами новой управленческой парадигмы являются следующие принципиальные положения.
Отказ классических школ менеджмента от управленческого рационализма, выраженного в убеждении, что успех любой организации определяет прежде всего рациональная организация производства продукции, развитие специализации, снижение издержек, или, другими словами, воздействие управления на внутренние факторы производства. Вместо этого на первом месте - проблема гибкости и приспособления (адаптивности) к изменениям агрессивно настроенной по отношению к организации внешней среды. Именно факторы внешней среды диктуют стратегию и тактику организаций.
Использование в управлении теории систем, которая облегчает задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей. Организация как открытая система представлена в таблице [4].


Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием некоторых переменных, оказывающих влияние на процесс преобразований. К таким факторам относятся структура предприятия, его ресурсы и культура. В составе ресурсов огромную роль играют люди, их знания, способности и искусство взаимодействия. Однако хотя эти факторы действуют в границах организаций, они не всегда находятся под прямым контролем менеджмента, так как состояние организации зависит также от внешней среды.
Использование ситуационного подхода к управлению. Согласно этому подходу поведение организации является ответом на внешние воздействия. Его центральный момент - ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный момент времени. Из этого следует важность приемов выделения факторов, с помощью воздействия на которые можно эффективно достичь цели.

Характеристика организации как открытой системы

Черты и свойства

Характеристика, обоснование

Компоненты

Система состоит  из некоторого количества частей,                                                                                                                                                               называемых элементами

Связи

Компоненты системы связаны  между собою

Структура

Форма связи организационно закреплена в структуре

Взаимодействие

Компоненты воздействуют друг на друга своим нахождением в системе и выходом из нее, что есть результат  взаимного влияния и взаимодействия с окружающей средой

Процесс

Изменения, происходящие в результате взаимодействий,  называются процессами

Холизм и  эмерджентные 

свойства

Система - целостность (holism - англ., holos - греч. Целое) проявляющая свойства, возникающие только в результате  взаимодействия  ее компонентов

Идентификация

Свойства системы, на основании которых ее можно идентифицировать и отличить от других явлений, не   входящих в систему

Окружение

Представлено явлениями, образованиями, которые, не являясь частью системы, существенно влияют на нее. Это окружающая среда системы

Концептуализм

Система - это концепция, особая форма которой отражает цели и ценности индивидуума или группы, разработавших  эту концепцию           

Признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и отдельными людьми, работающими в организации. Человек - ключевой ресурс, и в связи с этим от менеджмента требуются усилия по созданию условий для реализации заложенных в нем потенций к саморазвитию. Отсюда следует необходимость внимания к таким факторам, как организационная культура (наличие у всех работающих общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в обеспечении общих конечных результатов организации), демократизация управления, стиль руководства и лидерство.
Новая парадигма требует пересмотра принципов управления. Сейчас главное внимание уделяется человеческому (социальному) аспекту управления: направленность менеджмента на человека, на формирование у людей способности к взаимодействию, на повышение эффективности их усилий; менеджмент неотделим от культуры, основан на доверии к людям. Кроме того, менеджмент облегчает коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат. Золотым правилом менеджмента является этика в бизнесе.
Основные принципы управления в настоящее время:
обязательное условие - ответственность ;
терпимость к людям;
внутрифирменная коммуникация (как горизонтальная, так и вертикальная);
методы работы с людьми, обеспечивающие раскрытие их способностей и удовлетворенность собственной работой;
обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;
своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
этика бизнеса;
честность и доверие к людям;
опора на фундаментальные основы менеджмента;
четкое представление о том, какой должна быть организация;
качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Смена управленческой парадигмы известна в литературе как "тихая управленческая революция". Это название появилось в связи с тем, что смена парадигмы не приводит к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов менеджмента; основные положения старой системы взглядов могут применяться, постепенно приспосабливаясь к новым условиям.
Необходимо сказать также о смене управленческой парадигмы в России в период радикальных преобразований в экономике. Вызовом в данном случае явился крутой поворот в развитии страны от социалистического хозяйства к экономике рыночно - предпринимательского типа. Ответ - необходимость формирования новой парадигмы, положения которой должны выражать объективные потребности реформируемой экономики и общества в целом; выявить ключевые моменты перехода к рыночной экономике и осуществить его с наименьшими потерями для общества.
Основными положениями новой парадигмы управления экономикой страны, с учетом гармоничного встраивания в мировую экономику, являются следующие:
1. Гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов.
2. Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем.
3. Самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования.
4. Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора экономики.

<< 3.12. Риски неизвестности
4.2. Планирование >>