Тексты принадлежат
их владельцам и размещены на сайте для ознакомления
|
Позиционирование
Впервые это понятие было введено классиками маркетинговой мысли - гениальным
дуэтом Эла Райса и Джека Траута (Райс Эл, Траут Джек. Позиционирование.
Битва за узнаваемость. СПб., 2003). По сути, авторы концепции первые и
единственные, кто поднял важнейший вопрос формирования нужных стереотипов
в отношении брендов.
Потребитель не склонен долго терзаться выбором брендов стирального порошка
или майонеза, эти проблемы для него далеки от первоочередной важности.
В этом случае огромную роль в алгоритме выбора играют именно стереотипы
- то есть устойчивые и ограниченные представления о назначении объекта
потребления, служащие для облегчения выбора и помогающие экономить наши
ментальные усилия: "это продукт высокого качества", "это
для молодых и энергичных" или "пожалуй, это слишком дорого",
"хороший товар так не упакуют", "это для ленивых хозяек".
Райс и Траут первыми озвучили тезис о том, что этот процесс нельзя отдавать
на откуп покупателю - в этом случае стереотипы становятся нам неподконтрольны
и потребитель, руководствуясь массой разрозненных доводов - от особенностей
собственного мировосприятия до мнения родственников, - может составить
невыгодное нам представление о бренде. Мы должны навязать нужный стереотип
потребителю, и это совершено правильно.
Тем не менее концепция позиционирования, при всей своей кажущейся простоте,
оказалась крайне тяжела в использовании. Это связано с неопределенностью
понятия "позиционирование" - любой стереотип, который сложился
в голове потребителя, уже может претендовать на эту роль. Но сразу возникает
ряд серьезных вопросов - существуют ли критерии, по которым можно оценить
правильность выбранного позиционирования? Будет ли выбранное позиционирование
коммерчески оправданным? На основании чего разрабатывается позиционирование?
Позиционирование слишком многовариантно, позиционированием может считаться
любое утверждение - от "мы вторые на рынке" до "мы варим
вкусное пиво", поэтому, как и почти все процессы в брендинге, процесс
разработки позиционирования был отдан на откуп интуиции копирайтеров и
бренд-менеджеров, а значит и эффект от его использования в существующем
виде сомнителен.
Мы не ставим под сомнение необходимость позиционирования, но мы вынуждены
внести некоторые коррективы в это определение. Исходя из смысла, который
несет в себе само название, позиционирование есть процесс создания некой
позиции бренда во внутреннем мире человека. Как мы уже писали, процесс
принятия решения можно разложить на рациональную и иррациональную составляющие,
при этом к рациональному можно отнести ту мыслительную деятельность, которую
мы можем понять, упорядочить и описать, в то время как иррациональное
мы относим к миру эмоций, к подсознательной деятельности, к той области,
работу которой нельзя описать с помощью рациональных подходов. "Позиционирование"
по сути есть термин, подразумевающий рациональность процесса: мы даем
сознательную установку и получаем адекватный результат - некую позицию
в некотором структурированном массиве данных, которым может являться только
наше сознание - структурированность подсознания для нас (как и для всех
людей) неизвестна. Поскольку мы стремимся сделать процесс брендинга, то
есть создание привлекательного образа марки, максимально предсказуемым
и рациональным, то, если речь идет об обращении к сознательной сфере,
обращаться к ней необходимо на языке логики и оперировать рациональными
доводами. Иными словами, посыл, который несет позиционирование, должен
быть предельно рационален, позиционирование должно доносить до потребителя
исключительно рациональные выгоды.
Позиционирование - тот набор рациональных преимуществ бренда, который
позволяет занять определенную позицию в сознании потребителя. Иными словами,
это понимание потребителем выгод бренда, рациональная причина для покупки,
то, чем потребитель сам себе способен объяснить приобретение. Кроме того,
разработка рациональных преимуществ - также задача позиционирования. Таким
образом, мы приходим к следующему определению: позиционирование - понятие,
определяющее как разработку и создание рациональных особенностей атрибутов
бренда, так и процесс создания и поддержания нужного представления о рациональных
преимуществах объекта потребления у субъекта.
Позиционирование создается именно на основании заданного вектора - мы
должны разработать такие рациональные преимущества, которые являются естественным
продолжением ценности вектора бренда, и в сознании заданной аудитории,
сегмента социума, мы связываем наш бренд с преимуществами и выгодами рационального
характера, которыми он обладает. Бренд можно связать также и с возможной
проблемой (здесь: рациональная составляющая проблемы), связанной с этой
ценностью, и донести до потребителя тот факт, что именно этот бренд -
лучшее решение данной проблемы. В определенной области его жизнедеятельности,
разумеется.
Позиционирование - это и ультрасовременная, и классическая, старинная
технология производства.
Позиционирование - это удобная для использования упаковка, или высокий
комфорт, качество услуги.
Позиционирование - это наши осознаваемые выгоды от приобретения.
Позиционирование - это "фишка", отличающая товар или результат
потребления услуги от их аналогов на физическом уровне.
Позиционирование - это то, что мы можем потрогать руками, увидеть, ощутить
на языке, обонять или услышать.
Позиционирование - это нечто существующее в реальности.
Удобство, красота, стиль, вкус, цвет, запах, экономичность, цена, польза
для здоровья, внешняя оригинальность, сервис, эффективность - вот слова,
которые должны присутствовать в позиционировании, слова, без которых его
не описать. Наоборот, эпитетам "радостный", "счастливый"
или "сексуальный" здесь не место - они не рациональны, виртуальны,
неосязаемы.
Позиционирование наполняет атрибуты смысловой нагрузкой. Атрибут бренда
- в основном всего лишь "якорь" для психики. Только бренд, обладающий
позиционированием, то есть четким пониманием потребителем его выгод, может
вызвать связь ментального уровня "атрибут - назначение" и выгоды
бренда, обладающего данным атрибутом. В отрыве от позиционирования атрибуты
- лишь бессмысленный набор символов, слов или звуков. Если вы считаете,
что слоган или логотип сами по себе влияют на покупку - представьте, что
вы не знаете, какой товар стоит за данным логотипом, и спросите себя,
что для вас значат эти графические символы или слова? Что для человека,
никогда не слышащего о Coca-Cola, значит ее логотип? Или название? Или
слоган? Ничего. Только наши знания о бренде наполняют значимостью его
атрибуты. Не стоит думать, что этикетка или упаковка так уж интенсивно
"общается" с потребителем. Упаковка продукта питания, например,
может лишь показать, что внутри нее, но не расскажет, почему стоит купить
именно этот товар; слоган также может что-то рассказать о бренде, но он
не играет и не может играть решающей роли в принятии решения о приобретении
товара или услуги.
Мы отнесли позиционирование к стратегическому уровню - уровню идеологии
бренда - и создаваться оно должно также до создания атрибутов и даже самого
товара. Позиционирование, навязанное готовому бренду "сверху",
не гарантирует успеха - почему мы считаем потребителя настолько недоразвитым
существом, что ждем от него приобретения только потому, что мы ему сказали:
"Бренд Х - это то, что тебе нужно"?
Позиционирование как составная часть идеологии бренда - первично, создание
самого товара - вторично. Не товар определяет позиционирование, а наоборот
- только создав позиционирование, мы сможем приступать к разработке самого
товара, задать ему некоторые характеристики, разработать упаковку, имя
и рекламное сообщение. Истинное позиционирование в нашем понимании далеко
от примитивного размещения товара в осях координат "цена-качество".
Столь упрощенный подход выглядит красиво и логично, но почти полностью
бесполезен в деле воздействия на сознание потребителя. Какое позиционирование
мы сможем получить, разместив бренд в этих осях координат? Размещение
брендов на карте позиционирования поможет нам определить ценовую политику,
но это - лишь один из атрибутов, который не может претендовать на замещение
понятия "позиционирование". Позиционирование нацелено в первую
очередь на потребителя. Позиционирование существует для того, чтобы потребитель
понял - бренд Х обладает такими рациональными преимуществами, которые
наилучшим образом способствуют решению его, потребителя, проблемы, что
и доносится рекламным сообщением. Цена и качество здесь - лишь свойства
товара, которые определяются ценностью и сегментом воздействия, то есть
тем, что заложено в вектор бренда и доносится посредством позиционирования.
Проанализировав определенное количество брендов, мы пришли к необходимости
разделения позиционирования на "заявленное" и "реальное".
Пояснения здесь излишни - заявленное позиционирование - это то, что бренд-менеджеры
хотят донести до потребителей, а реальное - тот стереотип, который сложился
в сознании потребителя. Это разделение обусловлено, как и все прочие слабости
брендов, отсутствием внятной технологии создания и продвижения. Когда
атрибуты бренда не соответствуют заявленному позиционированию (которое
появляется, как правило, без понимания истинных процессов, как дань моде,
или по иным причинам), потребитель в тупике. Если бренд обладает яркими
атрибутами, потребитель может сам присвоить ему нужное, близкое своему
внутреннему миру, позиционирование. Но совершенно понятно, что это - опять
лотерея. Мы не можем планировать восприятие нашего бренда потребителем,
если заявленное позиционирование не соответствует прочим атрибутам. Поэтому,
повторимся, позиционирование первично, сам товар вторичен. Это позволит
избежать несоответствия заявленного и реального позиционирования. Создание
бренда по алгоритму "вектор" - "позиционирование"
- "атрибуты" позволит совместить оба позиционирования в одно
целое (как оно, в идеале, и должно быть).
|