|
|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
9. РАЗРАБОТКА ТОВАРА
9.1. Стратегия разработки новых товаров В связи с быстро изменяющимися потребностями
и запросами потребителей, фирма в условиях конкуренции должна иметь свою
программу разработки новых товаров. Фирма может заполучить новинки двумя
способами: Перед фирмой, занимающейся разработкой
новых товаров, стоит дилемма: с одной стороны, надо разрабатывать новые
товары, а с другой, не так уже и много шансов на успех. Основными причинами
неудач являются: Перед создателями новых товаров стоит
задача тщательно проработать каждый этап разработки (рис.9.1.). ris 028 9.2. Процесс выработки новых идей для разработки
новых товаров Процесс от идеи до готового продукта
(рис.9.1) включает в себя пять основных этапов: выработка идеи; концептуальная
проработка; опытно-конструкторская разработка, включая создание опытного
образца; пробный выход на рынок; коммерциализация. На первом этапе производится первичная
оценка предложений по разработке новых товаров и услуг с целью выбрать
из них более эффективные. Идеи, прошедшие первоначальную оценку,
подвергаются концептуальной проработке, где они уточняются с учетом запросов
потенциальных потребителей. На этой стадии составляется первый(рабочий)
вариант бизнес- плана, в котором описываются основные характеристики товара
и предполагаемая стратегия его сбыта с учетом, по возможности , мнения
потенциальных покупателей. После одобрения концепции начинается
этап опытно-конструкторской проработки, на котором решаются все схемно-конструкторские,
технологические, производственно-технические и инженерные вопросы. Этап разработки завершается созданием
опытного образца для отработки конструкторской документации, отладки всего
технологического процесса производства, проведения испытаний и презентации
покупателям для изучения их мнения о конкурентоспособности. Перед окончанием ОКР должна быть собрана
вся информация, необходимая для составления окончательного варианта плана
маркетинга. Этап пробного выхода на рынок предусматривает
изготовление пробной партии, ее реализацию, по результатам которой можно
судить о том, примет ли рынок новый товар. Если реализация пробной партии пройдет
успешно, то вероятность конкурентоспособности товара велика. 9.3. Методы выработки новых идей и творческого решения проблем На этапе выработки идеи изучаются
источники новых идей с использованием специальных методов выработки идеи
и методов творческого решения проблем, вырабатывается идея(сущность) проекта. Источниками новых идей являются: Методами выработки идей являются: Методами творческого решения проблем
являются: Методы творческого решения проблем
стимулируют творческую инициативу и позволяют направить ее на выработку
новых, нестандартных идей к решению проблем. Метод “мозговой атаки” представляет
спонтанное генерирование участниками множества идей по поставленной проблеме.
Участниками могут быть люди разных профессий, не допускаются к обсуждению
признанные авторитеты, запрещается критиковать или высказывать отрицательные
оценки. Метод “мозговой атаки наоборот” отличается
от предыдущего метода тем, что все участники группы должны выявлять недостатки
предлагаемых идей и предлагать пути их устранения. Метод Гордона предусматривает изложение
ведущим концепции к решению проблемы и высказывание участниками своих
идей по этому вопросу. Затем ведущий после уточнения исходной концепции
вскрывает искомую проблему, а участники высказывают конкретные предложения
и излагают свои идеи о том, как их реализовать. Метод вопросника основан на составлении
в произвольной форме перечня вопросов, направленных на выявление возможностей
улучшить конструкцию, дизайн, использование товара по другому назначению,
его перекомпоновка, уменьшение и т.п. с целью выработки принципиально
новых решений и поиска новых идей в заранее предусмотренной области. Метод вмененных связей включает несколько
шагов по выявлению всех входящих в проблему элементов, установлению всех
взаимосвязей между этими элементами, описанию этих взаимосвязей в структурированном
виде, анализу взаимосвязей с целью установления закономерностей и выявление
новых идей, вытекающих из этих закономерностей. Метод записной книжки основан на фиксировании
в специальной записной книжке, блокноте или тетради всех известных фактов,
имеющих отношение к решению исследуемой проблемы и результатов обдумывания
проблемы и возможных путей ее решения. На основе анализа к концу месяца
составляется список самых лучших идей. При коллективном методе выработки
идей все участники сдают свои собственные записи координатору, который
сводит всю информацию воедино и составляет общий список идей, по которому
проводится общее обсуждение. Эвристический метод основан на умении
строить догадки, используя логические рассуждения, интуицию и прошлый
опыт и предполагает выявление всех концепций, которые имеют отношение
к изучаемому товару и выработки на их основе всех возможных комбинаций
и идей. Научный метод предполагает сбор данных
в ходе наблюдений или экспериментов и проверку на основании этих данных
различных гипотез с целью выбора наилучшего из всех допустимых решений. Стоимостной анализ предполагает максимизацию
выгоды для предпринимателя и предприятия. Метод матричных структур представляет
собой метод систематизации поиска новых идей путем построения матрицы,
столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам товаров, а строки
- рыночным показателям этих товаров (на какой круг потребителей рассчитан
товар, где можно использовать, кто может использовать и т.п.). Параметрический анализ предполагает
два этапа: первый - идентификация параметров, второй - творческий синтез. Можно просто опросить потребителей
о том , как они оценивают качество продукта. Для этого пригодны простые
методы: рейтинг шкалы типа “хорошо - плохо” или выстраивание продуктов
в ряд в зависимости от их качества. Метод имеет много недостатков, однако
широко используется на практике. Психологические модели, разлагающие
целое на компоненты, делят на компенсационные и не компенсационные. Первые
предполагают, что плохая оценка одной характеристики может быть уравновешена
хорошей оценкой другой характеристики. Методы второго вида отвергают это
допущение. Большинство исследований восприятия основывается на линейно-компенсационном
правиле. При этом исходят от двух компонентов - информации ( автомобиль
1989г.) и оценки этой информации ( это хорошо или плохо ). Общая оценка
получается в результате связи этих компонентов и суммирования результатов
по всем характеристикам. Рассмотрим наиболее известные модели
этого вида: модель Розенберга, модель с идеальной точкой, модель продукт
– рынок [8]. Модель Розенберга исходит из того,
что потребители оценивают продукты с точки зрения пригодности для удовлетворения
своих потребностей. Она выражается формулой , ris 029 где Аj - субъективная пригодность
продукта ( отношение к продукту ); С точки зрения работы с продуктом
использование модели связано с множеством проблем. Мотивы, важные для
продукта, часто бывает трудно определить. Высказывания опрашиваемых не
дают указаний на то, какие характеристики продукта должны быть изменены. Существует еще одна модель, схожая
с моделью Розенберга, однако имеющая более практический характер. Значение
отдельных мотивов определяется опосредованно, через конкретные характеристики
продукта , ris 030 где Qj - оценка потребителями
марки j; Собрав таким способом данные о многих
продуктах, можно получить: Различные требования к продуктам дают
идеальные предпосылки для сегментирования рынка. Модели, изложенные выше, основывались
на предпосылке, что каждая характеристика желаема и одновременно чем выше
оценка, тем лучше. Критика этого пункта привела к созданию так называемых
моделей с идеальной точкой, в которые был введен добавочный компонент
- идеальная величина характеристики продукта: , ris 031 где Qj - оценка потребителями
марки j; Другой вариант этого метода - измерение
степени удовлетворения потребности. При этом выясняется, какая величина
характеристики ожидается потребителями и какая величина была воспринята
в реальности. По этим данным строятся два профиля, представленные на рис.9.2.
Степень удовлетворения покупателей продуктом можно определить по степени
соответствия профиля требований и реального профиля. ris 032 Изложенные выше многомерные методы
опирались как на когнитивную (восприятие характеристик продукта ), так
и на мотивационную ( пригодность продукта для удовлетворения потребностей
) компоненты оценки продукта. Рассмотрим модели, основанные на когнитивной
компоненте процесса восприятия. Будем исходить из следующих соображений:
имеется множество продуктов, каждый из которых может быть описан через
определенное число атрибутов; каждый атрибут может быть представлен как
ось, проходящая через психическое пространство восприятия. Эти оси образуют
пространство, измерение которого зависит от количества атрибутов; можно
получить суждение потребителей о том, насколько выражен тот или иной атрибут
у того или иного продукта; на основании этого можно определить место продукта
в описанном выше пространстве. С помощью статистических методов часто
можно уменьшить число осей без большой потери информации и выяснить главные
факторы, влияющие на восприятие продукта. Затем можно определить позицию
продукта, с точки зрения этих центральных характеристик. Наконец, нас
может интересовать позиция продуктов по отношению друг к другу, из чего
можно сделать вывод о похожести, заменяемости и интенсивности конкуренции. Первый шаг при построении пространства
восприятия потребителей заключается в определении продуктов, образующих
конкретный рынок; для этого можно прибегнуть к услугам экспертов или опросить
потребителей, какие марки или продукты они учитывают при принятии решения
о покупке. В дальнейшем возможны два варианта: 1. Модели “продукт-рынок” с предварительно
заданными характеристиками. В этом случае выясняется оценка продукта по
характеристикам, заданным заранее. Наиболее сложной фазой можно считать
выбор характеристик. Они должны отвечать следующим условиям: быть по возможности
независимыми друг от друга; восприниматься без осложнений; четко разделять
интересующие нас объекты; оказывать влияние на принятие решений о покупке;
Производитель должен иметь возможность
изменять и контролировать эти характеристики. Потребители должны определить место
продукта на шкале ( чаще всего семиступенчатый рейтинг ), отражающий определенную
характеристику. Затем с помощью статистических методов эти шкалы можно
уплотнить до небольшого числа. В итоге получается наглядная модель рынка,
в которой каждый продукт занимает свое место. 2. Модели “продукт – рынок” без задания
характеристик. Недостатка первого метода ( трудность
определения важности характеристик ) можно избежать, применяя, например,
многомерное шкалирование на основе схожести продуктов. Возможности метода показаны на рис.9.3.
На нем представлена рыночная модель для 14 автомобилей, полученная из
сравнения 91 пары [n(n-1)/2]. Расстояние между ними в пространстве непосредственно
отражает воспринятое потребителем сходство[8]. ris 033 Кроме отношения позиций нас интересуют
и характеристики, которые привели к такому расположению. Координаты модели
нуждаются в интерпретации. Интерпретировать можно с помощью экспертизы
или статистических методов. Если на этой модели расположить идеальные
предпочтения индивидумов (J1,J2), то продукт, имеющий наименьшее удаление
от этих точек, будет выбран потребителями. Каждый товар, запущенный в коммерческое
производство, имеет жизненный цикл, однако характер и протяженность его
предугадать нелегко. Типичный жизненный цикл товара (ЖЦТ)
и характер сбыта и прибыли на протяжении (ЖЦТ) представлен кривой на рис.9.4. ris 034 В нем выделяются следующие этапы: Одним из часто встречающихся вариантов
является кривая с повторным циклом ( рис.9.5.), вызванным мероприятиями
по стимулированию сбыта, модернизации товара и т.п. Гребешковая разновидность (рис.9.6)
состоит из последовательного ряда циклов, порожденных открытием новых
характеристик товара, новых способов его использования, появлением новых
пользователей(нейлон и использование его: парашюты, чулки и белье, рубашки,
ковровые покрытия и т.д.). ris 035 Различные этапы жизненного
цикла товара требуют использования разных стратегий маркетинга. Основные характеристики каждого этапа
жизненного цикла товара и ответные типичные маркетинговые реакции фирмы
на каждом из этапов приведены в табл. 9.1. Таблица 9.1 Жизненный цикл товара: основные характеристики
и типичные ответные реакции производителей.
9.6.Краткие выводы по разделу 9 1.Процесс создания нового товара включает
составляющие: 2.На этапе выработки идеи используется
ряд методов: 3.Каждый товар, запущенный в коммерческое
производство, имеет свои потенциальные циклы, состоящие из нескольких
этапов: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||