|
|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
5. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РЫНКИ 5.1.Модель покупательского поведения Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, покупающие или
приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Развернутая модель покупательского
поведения представлена на рис.5.1.
Рис.5.1.
Развернутая модель покупательского поведения Характеристики покупателя представим
в виде схемы (рис.5.2.) ris 020 Рассмотрим более подробно некоторые
из факторов. Жизненный цикл человека включает следующие
этапы: Тип личности, характеризующий собственное
"Я", обычно описывают на основании таких присущих индивиду черт,
как влиятельность, независимость, непостоянство, почтительность, властолюбие,
общительность, настороженность, привязанность, агрессивность, выдержанность,
стремление к успеху, любовь к порядку, приспособляемость. Деятель рынка должен стремиться создать
образ марки, соответствующий собственному "Я" членов целевого
рынка. Из психологических факторов остановимся
на понятии мотива. Мотив нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет
человека искать пути и способы ее удовлетворения. Существует несколько
теорий мотивация поведения. 1. Теория мотивации Фрейда, в которой
он утверждает, что люди в основном не осознают тех реальных психологических
сил, которые формируют их поведение, подавляя множество влечений. Однако
никогда нельзя полностью подавить влечения человека, т.к. подавление обязательно
проявляется в невротическом поведении, навязчивых состояниях, психозах. 2. Теория мотивации Маслоу пытается
объяснить, почему одни люди тратят массу времени на самосохранение, а
другие на завоевание уважения окружающих? Он разработал иерархию потребностей
(рис. 5.3.), в которой человеческие потребности располагаются в порядке
значимости от наиболее до наименее настоятельных. Как только человеку
удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает
быть движущим мотивом и появляется побуждение к удовлетворению следующей
по важности потребности. ris 021 Перечисленные на схеме (рис. 5.2.)
факторы дают представление о том, как эффективнее привлечь и обслужить
покупателя. 5. 2. Поиск информации и принятие решений о покупке В результате сбора информации повышается
осведомленность потребителей об имеющихся на рынке марках товаров и их
свойствах. В практическом смысле фирма должна разработать такой комплекс
маркетинга, который вводил бы ее марку и в комплект осведомленности, и
в комплект выбора потребителя. Если товару не удается проникнуть в эти
комплекты, фирма упустит возможность продажи своего товара. Последовательность комплектов, задействованных
в процессе принятия решений о покупке, представлена на рис.5.4. ris 022 Решение о покупке может быть сдержано
отношением других людей или непредвиденными обстоятельствами. Как воспринимается новинка различными
категориями потребителей рассмотрим на схеме (рис.5.5.) ris 023 Прежде чем разрабатывать маркетинговые
планы, необходимо разобраться в рынках. На потребительском рынке покупают
товары и услуги личного потребления. Этот рынок состоит из множества субрынков
таких, как рынок молодежи, пожилых людей и т.п. На поведение покупателя оказывают
влияние четыре основных группы факторов: факторы культурного уровня (культура,
субкультура и социальное положение), социальные факторы (референтные группы,
семья, роли, статусы), факторы личного порядка (возраст, этап жизненного
цикла семьи, род занятий, образ жизни, тип личности и представление о
самом себе) и факторы психологического порядка (мотивация, восприятие,
убеждение и отношение). Все они дают представление о том, как эффективно
обслужить и охватить покупателя. Задача деятеля рынка - понять различных
участников процесса покупки и разобраться в основных факторах влияния
на покупательское поведение для создания эффективной программы маркетинга. 5.3. Краткие выводы по разделу 5
|
|||||||||||||||||||