|
|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
3. СИСТЕМА МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
3.1. Концепция системы маркетинговой информации В процессе анализа, планирования,
реализации и контроля за ходом выполнения плана маркетинга требуется информация
о потребителях, конкурентах, возможностях предприятия, дилерах и других
силах действующих на рынке. Концепция системы маркетинговой информации
представлена на рис. 3.1. ris 011 Рис.3.1. Система маркетинговой информации Система маркетинговой информации - постоянно действующая система взаимосвязи людей,
оборудования и методических приёмов, предназначенная для сбора, классификации,
анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации
для использования её распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования
планирования, претворения в жизнь и контроля за использованием маркетинговых
мероприятий. 3.2. Система внутренней отчетности У любой фирмы существует внутренняя
отчётность, к ней относятся показатели: текущего сбыта, суммы издержек,
объёмы материальных запасов, движения денежной наличности, данные о кредиторской
и дебиторской задолженности. Применение ЭВМ позволяет создать эффективные
системы внутренней отчётности. Так при наличии такой системы торговый
агент может из любой точки по телефону запросить необходимые ему сведения,
например о наличии товара на складе и получить ответ не только о наличии
бумаги на складе, но и при её отсутствии, ответ на вопрос, когда и каким
комбинатом она будет произведена. Это даёт ему большие преимущества перед
конкурентами. 3.3. Система сбора внешней текущей маркетинговой информации Система сбора внешней текущей маркетинговой
информации обеспечивает руководителей информацией о самых последних событиях
и представляет набор источников и методических приёмов, посредством которых
руководители получают повседневную информацию о событиях, происходящих
в коммерческой среде. Руководители фирм применяют следующие методы сбора
такой информации: чтение газет, книг, специальных изданий, беседы с поставщиками
и другими лицами, не являющимися штатными работниками фирмы; обмен сведениями
с другими управляющими и сотрудниками фирмы; обучение продавцов фиксировать
события и сообщать о них (это "глаза и уши" фирмы); назначение
специалистов по сбору внешней маркетинговой информации (особенно о конкурентах);
покупка сведений у сторонних поставщиков внешней текущей информации (существуют
специальные фирмы по сбору информации о ценах на товар, доле рынка, подборе
рекламы конкурентов), организация специальных отделов по сбору и распространению
текущей маркетинговой информации, в которых сотрудники просматривают наиболее
важные издания в поисках новостей, составляют обзоры и рассылают их управляющим
по маркетингу. В этих отделах ведут досье интересующих фирму сведений.
Это резко повышает качество информации, поступающей к управляющим по маркетингу. 3.4. Система маркетинговых исследований Маркетинговые исследования - систематическое определение круга данных, необходимых
в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ
и отчёт о результатах. Фирма проводит маркетинговые исследования или собственными
силами - отделом маркетинга, или специализированными организациями. Наиболее
типичными задачами исследователей маркетинга являются: изучение характеристик
рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей
рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности,
изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение
реакции на новый товар и его объём, долгосрочное прогнозирование, изучение
политики цен. Управляющие, прибегающие к маркетинговым
исследованиям, должны быть знакомы с их спецификой и знать технологию
исследования, чтобы не допустить ошибки в принятии решения на основе недостоверной
информации. Схема маркетинговых исследований представлена
на рис.3.2.
Рис.3.2.
Схема маркетингового исследования Для получения информации в маркетинге
используются следующие методы: опрос, наблюдение и автоматическая регистрация
данных (эксперимент представляет только специфический план исследований),
панель. Выбор конкретного метода зависит от цели исследуемого признака
(человек, предмет). Перечень способов получения информации и некоторые
их характеристики приведены в табл. 3.1.[8]. Таблица 3.1
Под опросом понимается
выяснение позиций людей или получение от них справки по какому-либо вопросу.
Опрос - самая распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге.
Приблизительно в 90% исследований используется этот метод. Опрос может
последовать в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы
называют обычно интервью. Опросы разделяются: При письменном опросе участники получают
опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. Наблюдение как способ получения информации используется в исследовании
рынка гораздо реже, чем опрос. Научное наблюдение понимается при этом
как процесс, который:
Преимуществами этого метода, по сравнению
с опросом, являются следующие: независимость от желания объекта к сотрудничеству, от способности исследуемых
к словесному выражению сути дела; возможность обеспечить более высокую объективность; возможность восприятия неосознанного поведения (выбор товара на полках в магазине);
возможность учета окружающей ситуации, особенно при наблюдении с помощью приборов.
Наблюдение имеет наряду с этим и недостатки:
Можно выделить следующие формы наблюдения: Стандартизация подразумевает здесь
задание определенных категорий поведения схем поступков. Например, для
наблюдения действенности рекламы в витрине можно выделить следующие варианты
поведения прохожих: человек вошел в магазин, не взглянув на рекламу; человек
вошел в магазин, взглянув предварительно на рекламу; взглянул на витрину,
не вошел в магазин; прошел, не взглянув на витрину. Экспериментом называют исследование, при котором должно быть установлено,
как изменения одной или нескольких независимых переменных влияют на одну
(или многие) зависимую переменную. Существенные признаки эксперимента: проверяются причинно-следственные
связи (например, влияние цвета упаковки на сбыт продукта). Панель имеет следующие основные признаки: На практике образовался целый ряд
видов панели ( рис.3.3.) ris 012 Рис.3.3. Виды панели 3.5. Система анализа маркетинговой информации Система анализа маркетинговой информации
представляет набор совершенных методов анализа. В основу любой системы
анализа маркетинговой информации положен статистический банк и банк моделей. Статистический банк – совокупность
современных методик статистической обработки информации, позволяющих наиболее
полно вскрыть взаимозависимости данных и установить степень их статистической
надежности. Банк моделей – набор математических
моделей, способствующих принятию более оптимальных маркетинговых решений
по деятельности рынка. Каждая модель состоит из совокупности
взаимосвязанных переменных, представляющих некую реально существующую
систему, процесс или результат. Эти модели могут дать ответы на вопросы
типа: Система анализа маркетинговой информации
представлена в виде схемы (рис.3.4.) ris 013 Рис. 3.4. Система анализа маркетинговой информации. Типичная постановка вопроса при использовании
различных методов анализа приведена в табл. 3.2.[8]. Таблица 3.2
3.6. Краткие выводы по разделу 3 1. Система маркетинговой информации
состоит из четырех вспомогательных систем:
2. Маркетинговое исследование – процесс,
состоящий из пяти этапов:
3. Основные методы исследования: опрос
(интервью), наблюдение, эксперимент, панель. 4. Орудия исследования: анкета, механические
устройства. 5. Способы связи с аудиторией: телефон, почта, личный контакт.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||