|
|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
2. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ
Каждая фирма заинтересована в эффективном
управлении своей маркетинговой деятельности. Ей нужно знать, как анализировать
рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать
эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь
маркетинговых задач. Все это и составляет процесс управления маркетингом,
элементы которого представлены на рис. 2.1.[12]
Рис.2.1.
Процесс управления маркетингом 2.2. Анализ рыночных возможностей Оценку рыночных возможностей, с точки
зрения целей и ресурсов фирмы, можно представить в виде схемы Фирме может показаться, что ее рыночные
возможности ограничены, но это лишь подтверждает неумение мысленно увидеть
будущее и осознать свои сильные стороны. Фирма может заняться выявлением
новых рынков, используя, в частности, сетки развития товаров и рынка (рис.
2.3).
Рис.
2.3. Выявление новых рынков с помощью сетки развития товара и рынка С помощью данной сетки возможны следующие
варианты: 1. Более глубокое внедрение на рынок, т.е. рост продаж имеющихся товаров уже
существующей группе покупателей без внесения изменений в сам товар. Используются
подходы: снижения цен, увеличения расходов на рекламу, расширение сети
торговых точек, более заметная раскладка товаров и т.д. 2. Расширение границ рынка за счет изучения и завоевания новых сегментов рынка.
3. Разработка товаров, предусматривающая предложение нового товара взамен
существующего. Отбор целевых рынков состоит из четырех
этапов: Замеры и прогнозирование спроса предполагают выявление
всех аналогичных товаров, продающихся на рынке, оценку объема их продаж
и оценку будущего размера рынка. Сегментирование рынка - это процесс разбивки потребителей на группы на
основе различий в нуждах и поведении. Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих на
один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга. При отборе целевых рынков можно использовать
5 возможных путей выхода на этот рынок, представленных на рис.2.4., где
И - интенсивность покупательской потребности, Г - возрастная группа потребителей. Японский опыт выхода на рынок предполагает
освоение одного, обойденного всеми рынка, завоевание имени, а затем освоение
новых сегментов и захват доминирующего положения. Крупные компании стремятся к полному
охвату рынка. Оценить причины, почему покупатели
приобретают один вид товара, а не другой (например аспирин - быстродействующий
или медленнодействующий) помогает схема сравнения их свойств, с точки
зрения покупателей, или схемы позиционирования товара. Позиция товара соответствует восприятию
покупателей, а не их действительности. Чем ближе расположены друг к другу
марки товара, тем по мнению покупателей, они выглядят как удовлетворяющие
одну и ту же нужду. Деятель рынка объединяет товары и потребительские
предпочтения в сводную схему, которая показывает, что хотели бы приобрести
покупатели. 2.4. Разработка комплекса маркетинга Комплекс маркетинга (рис.2.5.) включает
4 составляющих: Иначе комплекс маркетинга - это набор
поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых
фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию со
стороны целевого рынка. 2.5. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий Претворение в жизнь маркетинговых
мероприятий требует системы управления маркетингом, которая включает планирование
маркетинга, состоящего из стратегического и тактического (текущего) планирования,
организацию управления и контроль. Цель системы стратегического планирования
- удостовериться, что фирма находит и развивает сильные производства и
сокращает или вообще сворачивает слабые. Под планированием маркетинга понимается
разработка планов для каждого отдельного производства и рынка после того,
как фирма приняла стратегическое решение относительно того, как поступать
с каждым из своих производств. Фактически компания будет разрабатывать
два плана: перспективный и годовой. Для реализации планов маркетинга создается
на предприятии служба маркетинга по одной из ниже приведенных схем. Самой распространенной схемой является
функциональная организация службы маркетинга (рис. 2.6.). ris 006 Эта схема обладает простотой управления,
однако по мере роста товарного ассортимента и рынков затрудняется составление
планов по каждому товару и рынку и координация маркетинга фирмы в целом. Для компаний, торгующих по всей территории
страны, используется другой подход: координация по географическому принципу
(рис. 2.7.). ris 007 Преимущество этой схемы в том, что
торговые агенты могут жить в пределах обслуживаемых ими территорий, могут
лучше узнавать клиентов и эффективно работать с минимальными издержками
времени и средств на разъезды. Фирмы с широкой товарной номенклатурой
используют организацию по товарному или товарно-марочному производству.
Организация по товарному производству не заменяет функциональной организации,
а является еще одним уровнем управления (рис.2.8). ris 008 Преимущества этой организационной структуры в том, что управляющие
по товару, в том числе по второстепенным товарам, координируют весь комплекс
маркетинга по своему товару, быстро реагируют на возникающие на рынке
проблемы, и это хорошая школа для молодых руководителей. Недостатки в том, что часто возникают конфликты из-за недостаточности
прав у управляющих по товарам и система обходится дороже, чем предполагается
вначале. Суть оргструктуры по рыночному типу
в том, что вместо товара, управление организовано по рынкам сбыта (отраслям),
как показано на рис. 2.9. ris 009 Достоинство этой системы в ориентации
фирмы на нужды потребителей, составляющих конкретные сегменты рынка. Организация по товарно-рыночному типу
или матричному принципу представлена на рис. 2.10. ris 010 Система обладает преимуществами товарной
и рыночной структур, однако основными ее недостатками являются большие
затраты и частые конфликты. Однако большинство управляющих считают, что
достоинства матричной системы перевешивают ее недостатки. Для того, чтобы быть уверенным в эффективности
деятельности фирмы, осуществляется маркетинговый контроль. Выделяют три
типа маркетингового контроля: 2.6. Краткие выводы по разделу 2
|
||||||||||||||||||||||||