Глава 15
УОЛЛ-СТРИТ
одни беды
Рост может быть проблемой
Известный экономист Милтон Фридмен точно подметил: "У нас нет огромной
потребности в росте. У'нас есть громадное желание расти". Стремление
к росту лежит в основе потенциальных проблем многих компаний. Рост является
не основной целью компании, а "побочным продуктом" ее "правильной"
деятельности. Тем более что именно потребность в росте становится причиной
появления в компании разного рода недостижимых целей.
Руководители компаний стремятся к росту потому, что они заинтересованы
в сохранении должностей и повышении своего чистого заработка. Брокеры
с Уолл-стрит стремятся к росту, чтобы повысить свою репутацию и чистый
заработок.
Но есть ли в том необходимость? Не всегда. Если учесть, какой вред причиняет
форсированный рост, то такое поведение можно назвать преступлением против
торговой марки. В подтверждение своих слов приведу один реальный случай
из практики.
Мне предложили оценить бизнес-планы для владеющей многочисленными торговыми
марками крупной фармацевтической компании. Бренд-менеджеры по очереди
вставали с мест и представляли свои планы на будущий год. В процессе одной
из презентаций молодой менеджер упомянул о появлении в его категории нового
агрессивного конкурента, что, несомненно, приведет к изменению баланса
сил. Но когда дело дошло до прогнозов, он предположил увеличение объема
продаж на 15%. Я тут же поинтересовался, насколько это возможно в условиях
ужесточения конкуренции?
Менеджер ответил, что будут предприняты некие краткосрочные маневры и
линейное расширение. Не повредит ли это марке в долгосрочной перспективе?
Вообще-то да, повредит. Тогда зачем вы предлагаете такие шаги? Потому
что босс приказал обеспечить рост, так что все вопросы к нему.
Неделю спустя начальник менеджера признался, что он понимает проблему,
но его босс требовал от него роста, потому что - вы правы - таково желание
Уолл-стрит.
|