Глава 12
И ДРУГИЕ
надуло ветром чертовщину
Volvo: вылет на встречную полосу
Автомобили Volvo появились на рынке США в 1956 г. и были встречены, прямо
скажем, прохладно. Их стиль до боли в сердце напоминал 1940-е гг. Компания
преодолела недостаток, построив стратегию позиционирования вокруг идеи
надежности. Ее суть сводилась к следующему: "Крепкий автомобиль для
тяжелых погодных и дорожных условий Скандинавии".
Надежность в понятии Volvo означала, что поскольку ее модели служат дольше
стильных американских автомобилей, в долгосрочной перспективе они обходятся
дешевле. (Ранняя модель, " Volvo PIZZS" 1965 г., "проходила"
более 700 тыс. км). Мало-помалу в Америке у Volvo начали появляться свои
сторонники.
ОТ ДОЛГОВЕЧНОСТИ К БЕЗОПАСНОСТИ
Из идеи долговечности развилось простое, но правдоподобное заявление о
безопасности управления автомобилями Volvo. Подтверждением тому был тот
факт, что "Volvo 144" и более дорогая модель "Volvo 164"
соответствовали всем требованиям безопасности, о которых заговорили в
США в 1970-х гг. Автомобили Volvo имели привод на передние колеса, ремни
безопасности на передних сиденьях, дисковые тормоза, складывающуюся рулевую
колонку и энергопоглощающий дизайн передней части кузова. В 1976 г. Национальное
управление по безопасности движения на автострадах приняло "Volvo
240" за эталон автомобильной безопасности в США.
В 1982 г. Volvo представила модель "760", первую из новой "700-й
серии", которой предстояло стать любимым семейным автомобилем для
"яппи". В 1985 г. Volvo стала самой продаваемой импортной маркой
в США.
ОШИБКА С "BEAR FOOT"
Все шло гладко вплоть до 1990 г., пока не появилось одно печально известное
рекламное объявление. В нем изображался четырехтонный грузовик-"монстр"
(автомобиль повышенной проходимости с огромными колесами) под Названием
"Bear Foot", проехавшийся по крыше Volvo без видимых повреждений
для последней. Такой факт действительно имел место, однако крыша автомобиля
была специально укреплена деревянными и стальными конструкциями, и прокуратура
штата Техас правомерно обвинила Volvo во введении публики в заблуждение.
Возникшие разногласия стоили нью-йоркскому рекламному/агентству Scali
McCabe клиента, с которым оно сотрудничало на протяжении 23 лет, и уж
точно не укрепило веру публики в рекламный слоган Volvo "Автомобиль,
в который можно верить".
"ЗА РУЛЕМ - БЕЗ ОПАСНОСТЕЙ"
Новое рекламное агентство придумало блестящий слоган: "Drive Safely"
(англ. "За рулем - без опасностей"), а в подкрепление к нему
выпустило объявления, рекламирующие передвижение на автомобиле днем с
включенными фарами и боковые подушки безопасности. Представители компании
утверждают, что слоган родился из понимания того, что "Volvo означает
безопасность". Но вместо того, чтобы строго придерживаться избранной
стратегии, Volvo пошла по другому пути: все для всех. Компания не учла,
что в конкурентном мире необходимо сохранять фокус.
В 1991 г. Volvo торжественно представила модель "850 GLT", спортивный
седан, который должен был понравиться молодым и пожилым водителям без
детей. Автомобиль рекламировался как доставляющий удовольствие от вождения,
однако оказалось; что преодолеть "собственноручно" созданную
репутацию не так-то просто.
Газета "New York Times" напечатала следующий отзыв о новинке:
"Volvo воплотила свои новые идеи в той же угловатой броне, что отличает
все автомобили шведской компании вот уже добрую четверть века". Должно
быть, в самой Volvo фраза журналиста уважаемого издания была восприняла
слишком буквально.
КОНЕЦ ЭПОХИ "ЧЕМОДАНОВ"?
Газетная рецензия и провал модели "Volvo 850 GLT", вероятно,
заставили компанию сделать вывод о том, что причина неудачи кроется в
традиционном "чемоданном" дизайне кузова. Разговоры, надо думать,
дошли до конструкторов, которые начали разрабатывать машины не столько
безопасные, сколько сглаженные и быстрые.
Но менеджеры Volvo должны были понять, что "угловатая броня",
как выразилась "New York Times", является одним из самых главных
факторов восприятия ее моделей как наиболее безопасных автомобилей. Равно
как приземистые и прилизанные на вид автомобили Ferrari воспринимаются
как быстрые (даже на парковке такая машина выглядит опасно), танкообраз-ная
форма Volvo убеждает людей в безопасности.
Отход от "чемоданной" формы кузова подрывает уникальность Volvo,
но компания уже встала на "скользкий" путь. Она выпустила кабриолет
(по определению небезопасный автомобиль) и стильные купе, даже близко
не напоминающие "танки" прошлых лет.
Один из высокопоставленных руководителей Volvo сформулировал необходимость
изменения модельного ряда следующим образом: "Слишком многие считают,
что Volvo пора приобретать только тогда, когда ты женился и завел двух
детей". Что ж, может быть, оно и так, но если учесть, что в США каждые
8 секунд рождается новый малыш, "вырождение" рынку безопасных
автомобилей явно не грозило.
Если Volvo-He свернет с новой для себя дороги и не перестанет быть всем
для всех, то вскоре нас ждет увеличение числа дорожно-транспортных происшествий.
|