Введение
В последние годы руководители многих компаний были увлечены изучением
различных "образцов для подражания". Огромная заслуга в данном
поветрий принадлежит Тому Питерсу и его (в соавторстве с Р. Уотерманом)
невероятно популярной книге "В поисках эффективного управления (совершенства)"
("In Search of Excellence", Harper & Row, 1982).
Но эффективное управление в том виде, в каком его понимает Т. Питере,
не отличается жизнестойкостью. Многие из предложенных им "образцов"
оказались гораздо менее "совершенными", чем представлялось двадцать
лет назад.
В основу книги Т. Питерса было положено проведенное консалтинговой компанией
McKinsey исследование 75 известнейших компаний и многочисленные интервью
со специалистами, а также обзор вышедшей в 1955-1980 гг. научной литературы.
В соответствии с выводами исследователей хорошим управленцем мог считаться
руководитель, которому удалось добиться выдающихся результатов в долгосрочном
росте и долгосрочной же экономической эффективности. Но прошло не так
уж много лет, и многие из эффективных менеджеров и руководимые ими компании
(Digital Equipment и IBM, Data general и Kmart) столкнулись со значительными
трудностями. Оглядываясь назад, я могу предложить книге "В поисках
эффективного управления" лучшее название - "В поисках стратегии".
Выводы упомянутой нами книги стары как мир: будьте ближе к покупателю,
твердо придерживайтесь ценностей предпринимательства, ищите источник роста
производительности в сотрудниках, принимайте активное участие, занимайтесь
своим делом (идея, надеюсь, ясна). Больше всего мне нравится такой трюизм:
"настаивайте на действии". Я где-то встречал такие слова одного
из высокопоставленных руководителей Digital Equipment Corporation; "Когда
мы сталкиваемся с трудноразрешимой проблемой, мы собираем десять старших
менеджеров и запираем их в комнате на неделю. Они находят решение и внедряют
его". Как оказалось, высшее руководство DEC принимало ошибочные решения.
Не отличаются "практичностью" и более поздние книги Тома Питерса.
Как отмечалось в журнале "Fortune", "потому что чем больше
общаешься с Питерсом, тем лучше понимаешь, что в 1990-х гг. он говорил
преимущественно о талантливых чудаках - личностях, которым трудно подражать"
(от 13 ноября 2000 г.).
В последнее время в моду вошла другая книга о менеджменте - "Сделано
на века" (Built to Last, Harper Collins, 1994) Джеймса Коллинза и
Джерри Порраса (в ней используется популярный метод обучения на примерах).
Ее авторы настаивают на необходимости "больших, страшных, отважных
целей". Утверждается, что именно они позволили таким компаниям, как
Boeing, Wal-Mart, General Electric, IBMn другим вырасти в преуспевающих
гигантов.
Авторы "Сделано на века" в качестве примеров приводят компании,
основанные в период с 1812 г. (Citicorp) по 1945г. (Wal-Mart), которым
на первых порах не приходилось сталкиваться с интенсивной конкуренцией
глобальной экономики. Их успехи, несомненно, могут рассматриваться читателями
как образец для подражания, но не забывайте, что становление анализируемых
авторами организаций происходило в тепличных, по современным меркам, условиях.
Как следствие, они вряд ли могут рассматриваться как образцовые модели.
У меня есть иное предложение.
На ошибках не просто проще учиться; ошибки показывают, какие управленческие
мероприятия оказались действенными, а какие усилия менеджеров пропали
втуне. Нам неоднократно повторяли, что человек учится на собственном опыте.
Анализ не только "светлых", но и "темных" сторон супербрендов
показывает, какие просчеты допускаются компаниями чаще всего. Недостатка
я таких примерах пока, увы, не наблюдается.
Читатели, знакомые с моими предыдущими книгами, наверняка вспомнят некоторые
из компаний, об ошибках которых я буду рассказывать. На этот раз они оказались
под "микроскопом" для того, чтобы мы могли установить истинные
причины их трудностей и предложить способы спасения.
Кроме того, я впервые рассказываю о своих контактах с некоторыми фирмами.
Книга не претендует на полноту. Я стремился лишь беспристрастно показать
читателю, как просто крупная преуспевающая компания может "покатиться
вниз под горку", навлекая на свою голову большие проблемы.
Проблемы, исправить которые ох как непросто.
|