|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.
Методы управленческого анализа 3.3. Анализ маркетинговой
системы предприятия Переход к маркетинговой концепции управления предприятием
требует создания организационных условий для выполнения маркетинговых
функций. Поскольку это направление управленческой деятельности на предприятии,
для отечественной практики необходим поиск эффективных вариантов. Маркетинг является процессом и требует управления. Правильная
постановка маркетинга должна обеспечиваться следующими этапами: распределение функций маркетинга по отделам, обеспечение маркетинговой службы финансами, кадрами и
техническими ресурсами, постановка управленческого цикла по маркетингу; освоение и внедрение специальных маркетинговых методик. Существует многообразие распределения маркетинговых функций,
продиктованное специфическими условиями. Однако в условиях рынка сложилась
определенная система управления маркетингом на внутреннем уровне. В
качестве примера приводим табл. 3.17. Таблица 3.17 Распределение функций маркетинга по отделам
Систематизации
и регламентации маркетинговой работы нет предела. Выбор матричной организационной
структуры заставит перераспределить все функции маркетинга совершенно
иначе, так как необходимо будет обеспечить загрузку продукт-менеджеров
или аналогичных организационных единиц, обеспечивающих полный контроль
за продуктом на всех этапах его формирования. Маркетинговая
деятельность предприятия в конечном итоге ориентирована на доходность
бизнеса. Однако существуют определенные критерии для оценки отдельных
элементов маркетинговой системы (табл. 3.18). Таблица 3.18 Критерии оценки элементов комплекса маркетинга
Перечисленные
в таблице 3.18 критерии отражают эффективность комплекса маркетинга
с позиции затрат и результатов по каждому из основных элементов. Одним
из важных направлений анализа рынка является определение структуры системы
распределения товаров. Наличие торговых посредников создает определенные
преимущества, основные из них: более
эффективное информационное обеспечение сбыта; возможность
формировать оптимальный ассортимент за счет привлечения необходимого
числа поставщиков, сервисное
обслуживание, возможность
более эффективной рекламы. Однако
негативные стороны этого явления также существуют: потеря
контроля над рынком непосредственным изготовителем продукции, увеличение
риска зависимости показателей производителя от поведения посредников, удорожание
продукции для потребителя В
целом задача выбора посредников многоэтапна. Частью этой задачи является
экономическое обоснование вариантов: прямой
маркетинг через собственную сбытовую структуру, сбыт
через посредников. В
качестве примера рассмотрим варианты, когда сбыт через промышленных
агентов предусматривает выплату комиссионных в размере 5% от продажи;
при прямых продажах торговый персонал организации получает 3% комиссионных,
и расходы на его содержание составляют 500 000 руб. в год. Для
определения наиболее экономичного варианта определяется «точка безразличия»
— уровень продаж, при котором затраты по каждому варианту одинаковы. Определить точку безразличия
можно следующим образом: 0,03х + 500 000 руб. = 0,05х, где х — объем
продаж, х = 25 000 000 руб. Если
продажи составляют менее 25 000 000 руб., целесообразнее использовать
промышленных агентов. В
случае, если принято решение не создавать собственную сбытовую структуру,
а использовать посредников, следует обосновать длину канала распределения. Канал
распределения рассматривается как совокупность взаимозависимых организаций,
которые делают товар или услугу доступными для потребителя (рис. 3.3). Рис. 3.3 Схема выбора каналов распределения Выбор
каналов распределения, их длины, оценка целесообразности использования
услуг посредников — все эти задачи решаются маркетинговыми службами
постоянно Эффективные решения приносят предприятию значительные доходы. Экономические
преимущества использования сбытовых посредников выражаются в следующем: многие
предприятия не имеют достаточных средств для прямого маркетинга и содержания
сбытовой сети; в некоторых случаях прямой маркетинг неприменим из-за
малых размеров покупок, необходимых одному потребителю, посредники более эффективно выполняют функции доведения
товара до потребителя. Предприятие может выбрать определенную стратегию распределения
товаров, в частности: эксклюзивное
распределение. Характеризуется
ограниченным числом посредников с контролем над их деятельностью и уровнем
обслуживания. Сбыт осуществляется на основе эксклюзивных дилерских
соглашений, согласно которым торговая компания должна исключить из
своего ассортимента товары конкурентов, селективное
распределение. Распределение
товаров, занимающее ограниченное число посредников, с которым производителя
связывают давние партнерские отношения, интенсивное
распределение, при котором
производитель стремится обеспечить наличие своих товаров в максимальном
числе торговых точек. Это в основном касается товаров повседневного
спроса. Основными критериями для выбора длины канала являются: цели продукции, транспортные тарифы; расстояние перевозки грузов от производителей к потребителям, скорости транспортных средств, доставляющих продукцию
к потребителю от конкретного поставщика, затраты времени на ожидание и обслуживание потребителя
конкретным поставщиком, количественные и качественные показатели, характеризующие
условия распределения продукции. Кроме экономических критериев выбора способа организации
сбытовой системы, существует критерий контроля. При оценке канала распределения
учитывается возможность контроля над ним, оценки профессионального
уровня работы, эффективные рекламы. В соответствие с изменениями фаз жизненного цикла выпускаемого
продукта должна меняться маркетинговая стратегия сбыта (табл. 3.19): Стадия внедрения
— сбыт через фирменные магазины,
специализированную сбытовую сеть, привлекающую покупателей-новаторов. Стадия роста — сбыт, осуществляющийся через каналы с высокой пропускной
способностью (сеть магазинов, универмагов). Стадия зрелости
— сбыт, осуществляющийся через
более дешевые каналы (торговцы широким ассортиментом товаров). Стадия упадка
— сбыт через магазины сниженных
цен, заказы по почте. Таблица 3.19 Сбытовые затраты
Многие
предприятия используют смешанные системы распределения. Однако выбор
их является непростой задачей, так как каналы распределения могут снижать
доходность друг друга. Имеются также тенденции создания смешанных каналов
распределения розничными торговцами. Обеспечивать
контроль и стабильность системы распределения может координация системы
единой организацией (лидером канала). Это требует создания вертикально
интегрированных систем, объединяющих производителей, оптовых и розничных
торговцев, осуществляющих сообща распределение товаров (рис. 3.4). Рис. 3.4. Вертикально интегрированные системы распределения
Непосредственное владение каналом позволяет производителю эффективно управлять распределением, координировать работу розничной сети. Практически производитель становиться интегрированным в сферу, находящуюся ближе к потребителю. Приобретать собственность в производственной сфере может торговое предприятие, обеспечивая обратную интеграцию и контроль над источниками снабжения. Очевидно, что такого рода система приемлема для производителей и сбытовиков, имеющих большие масштабы деятельности и крупный капитал. Контрактные
системы основаны на заключении контрактов между посредниками с целью
координации функций распределения, повышения конкурентоспособности,
снижения затрат на рекламу. Франшизные
системы предусматривают наличие соглашения между производителем и продавцом
на продажу продукции под фирменным наименованием при соблюдении определенных
условий рекламы, режима торговли, ассортимента. Контролируемые
системы основаны не на отношениях собственности либо контрактах. Наиболее
влиятельный участник берет на себя роль лидера канала и требует от других
звеньев сотрудничества. В
управлении маркетинговой деятельностью распространен ситуационный анализ, целью которого является оценка реального положения
предприятия на конкурентном рынке. На рис. 3.5 представлены блоки ситуационного
анализа. Рис. 3.5 Блоки ситуационного анализа Ситуационный анализ поставляет организационным
структурам управления маркетингом на предприятии информацию для планирования
и контроля. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||